Доступна ли жизнь? Какие проблемы инвалидов решает федеральная программа?

Анна Городкова / АиФ

Вот уже шесть лет в России и на территории Кемеровской области действует федеральная программа «Доступная среда». Действует она под бдительным присмотром общественных организаций инвалидов. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» попытался выяснить, чего удалось добиться за последние годы.

   
   

Город препятствий

В рамках федеральной программы до 2016 года члены организации инвалидов области обследовали в основном городские общественные места, чтобы понять, как сделать городскую среду более приспособленной и доступной для инвалидов. Они составляли паспорта доступности социально значимых объектов Кузбасса. Всего проверили уже 1800 мест. Согласно мониторингу, доступны для инвалидов в области только 30% объектов городской среды. В основном, это городские больницы, которые оборудованы для инвалидов, что называется, всем, чем нужно. Большое внимание в последние годы решили уделить санаториям. Рекомендации порой были очень простые: к примеру, поручень установить в туалете или душе. Это совсем несложно, но жизнь больному человеку значительно облегчит. В дальнейшем планируется обследовать объекты торговли и промышленности. Если городские общественные места более или менее приспособлены для инвалидов, то жилые дома, в которых инвалиды получают или покупают квартиры, - нет.

Главная проблема инвалида-колясочника - это выйти из собственной квартиры, сесть в автобус. Только в последние годы у нас стал появляться специальный транспорт. Фото: Всероссийское общество инвалидов

В жилых домах нет пандусов. Устанавливать их должны управляющие компании за счёт денег, собранных со всех жильцов дома. Суммы нужны немалые, и мало кто из жильцов соглашается потратить деньги на одного соседа. Хорошо то, что теперь новые дома чаще всего строят уже с пандусами, по которым и мамы с колясками могут без проблем до подъезда добираться, и инвалиды-колясочники. А ещё в области действует программа переселения инвалидов с верхних этажей на нижние. К примеру, в Кемерове проживает 250 инвалидов, живущих выше второго этажа, но из них нуждающихся (колясочников) всего 66, а согласились на переезд только пять-шесть человек. Также теперь без подписи руководителя ВОИ не может быть принят и ни один объект любой сферы.

Цифра
Согласно программе «Доступная среда» на 2016-2018 гг., в Кемеровскую область из федерального бюджета было выделено 133 млн рублей.

Не видят, не слышат

«Чаще всего, говоря о программе «Доступная среда», имеют в виду инвалидов-колясочников. И если для них хоть что-то в городе делается, то для наших инвалидов - очень мало, - рассказывает председатель общества слепых Новокузнецка Ирина Чижевская. - Поэтому наша главная задача - обязать городские учреждения установить спецприспособления для инвалидов по зрению. Радует то, что большинство организаций очень хорошо откликается. Часто учреждения напрямую обращаются к нам и спрашивают, что нужно установить. К примеру, Сбербанк установил в городе несколько банкоматов со специальными разъёмами для наушников, обозначил специальными линиями ступени части своих офисов. По нашей просьбе на дверях больниц, банков, центра занятости установили жёлтые круги, на вокзале сделали тактильные дорожки».
В этом году молодые кузбассовцы получили два гранта на развитие сайта для инвалидов labirint42.ru. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Ирина признаётся, что не может найти общего языка с транспортниками. Если для колясочников в город поступили специально оборудованные автобусы, то обязать всех кондукторов объявлять остановки никто не может, точно так же, как и установить чёрно-белые таблички с номерами автобусов, трамваев и троллейбусов. Часть транспортников, конечно, пошли навстречу, но их очень мало. Совершенно не приспособлены для инвалидов по зрению магазины. «Нас просто не видят, - вздыхает Ирина. - Никто ничего нам не рассказывает, отмахиваясь: «А там всё написано!». Адаптировать для нас эти места сложно - приходится либо с сопровождающими ходить, либо посещать те магазины, где тебя уже знают. Обязать продавцов зачитывать нам ценники - такого права у нас нет».

Большую помощь оказывает общество и в получении средств реабилитации - тростей, различных тифлосредств (средств для реабилитации слепых - магнитофонов, говорящих часов и т. д.). «Конечно, оплачивает всё фонд ОМС, но мы помогаем инвалидам оформить все документы и обучаем их пользоваться этими средствами, - продолжает Ирина. - К примеру, взять тифлофлешплеер. В нём молодые-то разобраться не могут, я уже не говорю о пенсионерах!»

   
   

Если у колясочников основная проблема - это выход из дома, то у инвалидов по зрению - равнодушие горожан.

«Нас не замечают в городе или не хотят замечать, - продолжает Ирина. - Люди не знают, как им себя с нами вести. Поэтому мы раздаём горожанам памятки, проводим лекции, встречи. К примеру, тесно сотрудничаем с музеями, рассказываем, как с нами общаться, как сделать экскурсии доступными».

Общество не только активно участвует в реализации федеральной программы, но и привлекает спонсоров, к примеру, для сборов детей в школу. «Для нас, людей с нарушениями зрения, давно уже есть всё, что облегчаетнашу адаптацию в жизни, только стоит всё это очень дорого, а по федеральной программе выделяется минимум», - объясняет Ирина.

Не такой, как все?

«О том, что программа работает, можно судить по тому, как город в последние годы приспосабливается под инвалидов, - рассказывает председатель новокузнецкого ВОИ Владимир Герлах. - Считаю, что наша организация сделала в этом направлении немало. Денег мы не выделяем, но добиваемся решения многих проблем. К примеру, на одной из центральных улиц города, между ТЦ «Глобус» и «Континент», мы добились установки съездов для колясочников. По нашим рекомендациям во многих банках, социальных и городских учреждениях установлены пандусы, специальные лифты, пониженные бордюры». Однако доступной для инвалида становится среда не только в плане удобства передвижения, но и психологически, ведь самое главное - это социальная интеграция в обществе. Инвалид не должен себя чувствовать не таким, как все, считает Владимир Герлах: «В этом плане мы работаем по трём направлениям: первое - проводим в учебных учреждениях города уроки доброты, где рассказываем об инвалидах; второе - показываем кино о людях с ограниченными возможностями; третье - проводим и спортивную интеграцию - организуем турниры по сидячему волейболу, настольному теннису».

Свои проблемы по адаптации к окружающей городской среде есть и у инвалидов по слуху. «Мы также принимаем участие в реализации программы «Доступная среда», - говорит специалист по социально-культурной деятельности общества глухих г. Новокузнецка Любовь Каримова. - Подали заявку на оборудование городского транспорта светящимися табло, на показ скрытых субтитров по телевидению. К примеру, в Кемерове это есть, там глухие могут без проблем смотреть несколько телевизионных каналов. Но наша самая главная проблема - нам негде учиться. Раньше была хотя бы школа вечерняя, а теперь приходится уезжать выпускникам школы в другие города. Да и на работу устроиться не можем. Кто возьмёт глухого? Поэтому больше адаптируем инвалидов к социальной среде - проводим конкурсы, фестивали, выезжаем за город, участвуем в разных чемпионатах. Наиболее значимый - это национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Наши глухие принимали участие и заняли неплохие места, где им предоставили возможность подучиться и работать по специальности».

Федеральная программа «Доступная среда» хоть и медленно, всё же реализуется в Новокузнецке, общественные организации инвалидов выступают больше как эксперты, помогая обустроить городскую среду. Однако много предложений они вносят и самостоятельно, ведь кто, как не они, знают потребности инвалидов лучше? Безусловно, одному человеку не справиться  с обустройством городского пространства. Но можно прийти в любое объединение и рассказать о своей проблеме, а там уже всем миром, как говорится, вам помогут.