Он уверен, что на его поступок не повлияли ни погоны, ни увеличенная зарплата.
– Александр, вы оказались в числе тех, кто спас от пожара многодетную семью. Как это произошло?
– В ту ночь мы с напарником были на дежурстве и, когда объезжали поселок, увидели вдалеке зарево. Сразу поехали к месту пожара. В такой ситуации решения принимают моментально, думать некогда. Огонь с бани уже перебросился на дом, когда мы подъехали к месту. Мысль в голове была только одна: спасти людей, чего бы это ни стоило. В доме все уже было в дыму, что-либо увидеть можно было только с фонариком. Мы разыскали хозяев, помогли выбраться женщине с грудничком, я сразу же посадил ее в патрульную машину, проверил, что она в порядке. Ребята в тот момент выносили из дома ребятишек, хозяин дома выбрался через окно. Обошлось без паники. Как только людей вывели, начали тушить горящий дом. В тот день нам повезло, что рядом был еще один экипаж и совершал объезд проверяющий офицер.
Тушили пожар, используя, что подвернулось под руку: лопаты, ведра… Забрасывали пламя снегом. Было страшно, особенно когда начал лопаться и «стрелять» шифер. Но мы не останавливались. Тогда я подумал, что страшно же оказаться всей семьей с ребятишками на улице перед Новым годом, если дом сгорит, поэтому и дом надо спасти. Хорошо, что все остались живы и дом особо не пострадал.
– Вас наградили за этот поступок областной медалью «За честь и мужество». Гордитесь, что вас отметили, как героя?
– Если честно, по моему мнению, это обычное дело – помочь тем, кто в беде. Так бы поступил любой нормальный человек на моем месте. Это должно быть в порядке вещей, а мы почему-то считаем, что те, кто помог вывести людей из горящего дома, сделали что-то сверхгероическое.
Приятно, конечно, что нас за это отметили. Медаль «За честь и мужество» – моя первая награда за все время службы. Но еще более приятно было слышать слова благодарности от семьи, которую мы спасли из огня.
Вернуть хорошую репутацию
– В этом году полицейским подняли зарплату в среднем до 40 тыс. рублей. Она повлияет на желание полицейских лучше служить и защищать? Станет больше героев?
– Деньги тут вообще ни при чем. Это личный выбор человека – приходить на помощь ближнему или нет, вне зависимости от профессии. Это зависит исключительно от силы духа и воспитания. Если человек – трус, сколько денег ему ни заплати, хоть полмиллиона, он никогда не станет рисковать, всегда найдет способ отсидеться в сторонке.
Зато повышение зарплаты – это хороший стимул дорожить своей работой, выполнять ее более качественно и добросовестно. Когда не надо ломать голову, где достать деньги для своей семьи, у сотрудника есть возможность уделить больше внимания своей профессии. Хотя, опять же, от человека зависит. Мне лично хочется, чтобы у профессии полицейского снова была хорошая репутация. Надеюсь, у нас получится доказать, что мы работаем для людей и готовы добросовестно исполнять свои обязанности, делать так, как положено.
– А в том, что престиж профессии за последние годы упал, кто виноват: общество или сами сотрудники правоохранительных органов?
– По моему мнению, проблема была в низкой оплате труда и в людях, которые соглашались работать за эту зарплату. Был дефицит, набирали кого угодно: и без специального образования, и без опыта военной службы. Да и кто захочет работать в такой сложной и серьезной иерархической системе за маленькие деньги? Уронили имидж нашей профессии, прежде всего, те люди, которые послужили негативным примером. Плохое мнение быстро распространяется и надолго запоминается. А о хороших и честных сотрудниках, которые любят свое дело, не часто прочитаешь в Интернете или в газете. Создается впечатление, что они в меньшинстве.
Например, когда я на работе, стараюсь быть вежливым и внимательным со всеми, в том числе и с правонарушителями. Сотруднику ДПС приходится работать в разных условиях. Сами знаете, и пьяных задерживаем, и, когда на ДТП выезжаешь, всякое бывает. Люди ведут себя по-разному, многие настроены агрессивно. Умение сохранять спокойствие, быть вежливым и сдержанным приходит с опытом. И хорошо бы, если бы каждый из нас так вел себя.
Я верю, что благодаря новым принципам отбора сотрудников, повышению зарплат и чистке рядов мы сможем снова завоевать расположение общества и доказать, что полицейские готовы работать и добросовестно исполнять свой долг перед людьми.
Реформа пошла на пользу?
– Т. е. вы считаете, реформа в рядах правоохранительных органов даст только положительные результаты?
– Конечно, я как человек, который сам прошел и проверки, и аттестацию, не раз задумывался о том, к чему приведет реформа. Долгое время многие из нас были в напряжении. В этом году будет 16 лет, как я работаю в ведомстве, и я тоже переживал, оставят ли меня на любимой работе. Но сейчас понимаю, что реформа была необходима. Во-первых, на службе не задержались люди, которые работали из рук вон плохо. Во-вторых, теперь у случайных людей нет возможности устроиться в полицию: по новым требованиям отбирают людей только с высшим образованием, службой в армии, крепким здоровьем. Правда, жаль, что из-за реформы отправили на пенсию большое количество сотрудников – настоящих профессионалов с богатым опытом, которые хотели продолжать работу.
– Этот пожар – единственный случай, когда вы попадали в экстремальную ситуацию, где нужно было быстро принимать решения, или были и другие?
– Я знал, куда иду, когда устраивался работать в ГИБДД. Мы постоянно выезжаем на ДТП, а там чего только не бывает! Один случай крепко мне запомнился: у нас в городе грузовик переехал пешехода. Когда мы прибыли на место, колесо автомобиля стояло на его руке, а он лежал без сознания. Я тогда хоть и был в шоке, сразу же бросился на помощь, руками раны зажимал, чтобы кровь остановить, пока жгуты не наложили. Не мог о нем забыть, даже звонил в больницу, чтобы справиться о его здоровье. Очень был рад, когда его выписали.
В первые годы службы иногда было и страшно, а потом перестаешь думать о себе.
Смотрите также:
- С чем вернутся рабочие в Кузбасс, которых зазвали на рыбозаводы? →
- Без обеда и отдыха. Женщина-дворник посвятила профессии 23 года →
- "На работу приглашаются...", или Школьники на рынке труда →