Разорившиеся «Капитал-Тур» и «Ланта-Тур Вояж», пробив брешь во всем рынке туристических услуг, до сих пор не расплатились с тысячами пострадавших туристов, турагентами, авиакомпаниями, отелями и прочими партнерами.
Самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации российские туристические компании не смогли, и тогда «спасательный круг» туристам бросило Правительство РФ. Уже 5 мая текущего года в силу вступили изменения в законодательстве о туризме, направленные на усиление мер по защите прав туристов, в том числе оказание им экстренной помощи, а также обеспечение их безопасности.
Финансирование «спецопераций» по спасению туристов возлагается на плечи объединения туроператоров, обязанных отчислять на эти нужды 0,1% от доходов (но не менее 100 тыс. рублей в год). Этот компенсационный фонд позволит возвращать туристов в Россию и оплачивать гостиничные услуги в случае внезапного банкротства туроператоров. А буква закона еще раз напоминает, что всякий турист, попавший в момент пребывания за границей в нештатную ситуацию, имеет законодательно закрепленное право на получение своевременной помощи.
Бойся, турист?
Сегодня некоторые россияне, напуганные сюжетами о застрявших за границей согражданах, скрепя сердце, делают выбор в пользу внутреннего туризма либо на свой страх и риск самостоятельно приобретают авиабилеты и бронируют гостиницы на зарубежных курортах. На деле, по заверениям менеджеров по туризму, сэкономить на подобных поездках не выйдет. Даже если туристам удастся выкупить дешевый билет на регулярный авиарейс, успешно забронировать и оплатить гостиницу, а также оформить обязательную страховку, то вот с визой у многих возникают проблемы. Соседний Новосибирск открывает их далеко не во все страны, а с переводом часов Москва к Кузбассу ближе не стала. «Дикари» идут в турагентство за помощью – и платят за услуги намного дороже, чем при покупке всего пакета услуг сразу. Да и все риски, связанные с одиночным пребыванием в чужой стране, турист обязан будет принять на себя. Яркий случай минувшей зимы: во время снегопадов, парализовавших Австрию, всех своих клиентов туроператоры вывезли за свой счет. Любители самостоятельных путешествий еле выбрались с заснеженных курортов, разумеется, опоздав на рейсы и понеся не только моральный, но и материальный ущерб, ведь обратный билет из Европы пришлось приобретать еще раз. Страшно представить, что могло бы случиться с такими туристами не в центре цивилизованной Европы, а где-нибудь в экзотической азиатской или африканской глубинке.
Не все обдирают
Между тем не стоит огульно очернять туристические агентства, приписывая им исключительно желание обобрать туриста «по полной». Добросовестные туроператоры и туристические агентства, со списком которых можно ознакомиться на сайте Федерального агентства по туризму www.russiatourism.ru, а также на сайте департамента молодежной политики и спорта Кемеровской области www.dmps.ru, напрямую заинтересованы в том, чтобы кузбасский турист не был разочарован в оказанных ими туристических услугах. Если же права туриста все же были нарушены, то он имеет полное право обратиться как в федеральные органы, например, Роспотребнадзор, так и в местные, регулирующие отношения в туристической отрасли структуры, например, Южно-Кузбасское некоммерческое партнерство туристской индустрии.
Смотрите также:
- Наши туристы ни вулканов, ни беспорядков не боятся →
- Туристов чуть не выселили из отелей →
- Наши туристы не пострадали →