Но есть у этой медали и обратная сторона. Бесплатно доставшееся жилье через полгода-год начинает превращаться в те же трущобы, из которых жители переехали недавно.
Сотрудники управляющей компании в Осинниках сетуют на то, что были вынуждены уже через полгода после заселения ремонтировать подъезд, т. к. стены были исписаны. А в Киселевске рассказывают, что сами хозяева выносят на продажу все ценное из квартир – межкомнатные двери, плинтусы, сантехнику. Но, пожалуй, самая аховая ситуация – в Новоильинском районе Новокузнецка. Этот некогда тихий «спальный» район стал «резервацией» для переселенцев не только из города и окрестных деревень, но и из Прокопьевска, Калтана, Мысков.
«Стены в подъездах исцарапали, изгадили. Такое ощущение, что пешком по ним ходили. Из лифтов кабели вырезают на продажу. Постоянно пьянки, ор, мат», – жалуется дворник Светлана Соловьева. Каждое утро идет женщина на работу и не знает, чего ей ожидать: гору перебитых бутылок в подъезде, костер на лестничной площадке или очередного горе-жителя, устроившегося на картонке, потому что свою квартиру он сдал или продал.
Почему не платят?
«Я бы не стал всех мести под одну гребенку: некоторые люди, настрадавшись в аварийных домах, теперь следят за каждой трещинкой, в то время как собственники, взявшие квартиру в ипотеку, разбивают новый подъезд», – говорит в защиту переселенцев директор управляющей компании, обслуживающей эти дома, Евгений ПОПОВ.
Многие по полгода и больше не платят за квартиру. По мнению Попова, причина в том, что люди не готовы ни финансово, ни психологически к новым условиям. Они жили в бараке, имели свой участок земли, а теперь получили городские квартиры и вместе с ними – непривычную обязанность платить за воду, свет, отопление, обслуживание. Более того, многие незнакомы с элементарными правилами пользования всем этим «богатством»: в мусоропровод валенки и подушки пихают, на унитаз с ногами залезают. Одни, так и не привыкнув к новым условиям, продают квартиры и возвращаются в привычную среду. А другие, по всей видимости, скоро будут переезжать в менее благоустроенное жилье по решению суда за долги.
«Криминализировали» район
Еще в прошлом году экс-руководитель администрации Новоильинского района Владимир Леонтьев говорил о том, что 60% всех правонарушений совершаются в тех домах, которые попали под программу переселения из ветхого и аварийного жилья. Сегодня лучше не стало. В районном отделе полиции отмечают рост бытовой и пьяной преступности на улицах Звездова, Рокоссовского, Чернышева: из десяти заявок о нарушениях общественного порядка, поступающих сюда, восемь – из домов, в которых живут переселенцы. Типичные правонарушения: побои, угрозы убийством, кражи, шум в ночное время. «Модными» стали кражи из автомобилей (понятное дело, пить-то на что-то надо). Совершают и тяжкие преступления. Буквально на днях переселенцы с Горьковской сначала распивали за одним столом, а потом один из собутыльников схватился за нож и ткнул лезвием 17-летнего подростка в живот.
По словам сотрудников полиции, многие переселенцы нигде не работают, пьют, имеют судимости. Соответственно, и в гости к ним съезжается такой же контингент со всех городов юга Кузбасса.
«Причина маргинального поведения в том, что у такой категории людей не сформированы базовые ценности – сохранение имущества, как своего, так и чужого. Если эти ценности не сформированы в раннем детстве – в 3-6 лет, то у взрослых это уже исправить практически невозможно. Посели такого человека хоть во дворец, он и его через какое-то время превратит в трущобу. Самое печальное, что дети, растущие в таких семьях, впитывают с молоком матери модель родительского отношения к жилью», – говорит кандидат психологических наук Ольга ДОБРЫНИНА. Такое поведение практически не лечится. По словам психолога, никто не может перевоспитать этих людей.
Смотрите также:
- Кемеровчане пытаются предположить, что стало причиной обрушения башни на доме →
- Жизнь в бараке. Когда кузбассовцы будут жить в человеческих условиях? →
- Специалистам лучше знать →