Закончился учебный год. Выпускникам ещё предстоит пережить сдачу экзаменов и поступление в вузы и техникумы.
О том, какие запросы мам и пап вызывают у ребёнка протест и отчаяние, размышляет детский психолог, руководитель телефона доверия Кемерова Ольга Рублёва.
Родители-диктаторы
Наталья Исаева, «АиФ в Кузбассе»: Ольга Петровна, в СМИ прошла новость, что у одиннадцатиклассницы случился нервный срыв из-за страха перед экзаменами. Оказалось, что девочка даже ходит к психотерапевту, чтобы повысить свою самооценку. Как наладить с ребёнком контакт, чтобы не было подобных случаев?
Ольга Рублёва |
Ольга Рублёва: Если к выпускному классу у родителей нет контакта с ребёнком, вряд ли его можно наладить. Это процесс очень длительный, требующий больших вложений времени, терпения и сил. Об этом нужно думать заранее: интересоваться жизнью ребёнка и научиться слушать его рассказы без саркастических оценок и замечаний.
Если вы хотя бы один раз обесцените его проблемы, он больше никогда к вам не подойдёт и ничего рассказывать не будет. Он либо найдёт кого-то, кто его выслушает без всяких оценок (только не факт, что это будет социально благополучный человек), либо будет тяжело и долго переживать всё это сам. Это касается и подготовки к экзаменам.
Как правило, первая волна звонков на «телефон доверия» с тревогой о сдаче выпускных экзаменов и от самих детей, и от их родителей начинается осенью. В сентябре на общем собрании учителя «заряжают» родителей информацией, что дети должны быстрее определиться с выбором профессии и с предметами, которые будут сдавать. Вот здесь часто и возникает конфликт интересов между родителями и детьми.
Представьте, как страдает самооценка ребёнка от таких директивных установок? Откуда у него возьмутся силы и желание готовиться к экзаменам, если столько энергии тратится на противостояние с мамой? Возникнет только напряжение, близкое к нервному срыву, и неприязнь к родителям.
Крайности воспитания
– Директивных родителей, к сожалению, много. Всё, что не реализовали в своё время сами, они пытаются воплотить в детях. Но это обычно приводит или к острой реакции протеста, или к тому, что вырастет подавленная ведомая личность.
Если чадо протестует, часто мамы и папы начинают сравнивать его с другими детьми, которые «слушаются родителей». Этого вообще делать нельзя, потому что сравнениями вы обесцениваете собственного ребёнка, принижаете его. Как итог, низкая самооценка, масса комплексов и проблем, а также утрата уважительного отношения к собственным родителям.
Нередко дети не хотят идти в 10-й класс, но родители их заставляют
Звонит однажды девочка и с иронией спрашивает: «А ваши дети уже закончили школу? Они тоже сдавали ЕГЭ? И вы тоже им диктовали, куда поступать и кем стать?» Я рассказала, что младшая дочь сдавала ЕГЭ, но с выбором профессии определилась сама. Тогда девочка перестала иронизировать и сообщила, что очень хотела после девятого класса поступить в техникум на парикмахера. Мама категорически отрезала: «Ты что, меня хочешь опозорить?»
К сожалению, часто бывает, что социальный статус у родителей перебивает реальную заботу о детях. Им важнее, как они будут выглядеть в глазах окружающих, а о том, как при этом себя будут чувствовать их собственные дети, не задумываются.
Есть другая крайность – абсолютное безразличие. Недавно был звонок от 16-летней девочки. Разговор она начала с того, что её бросил молодой человек. Он немного старше её, и они жили вместе почти два года. Я спросила, как к этому отнеслись родители. Оказалось, что папу она не знает, а мама привезла её два года назад к сестре и «забыла». Сказала: «Ты живи у неё, а у меня своя личная жизнь». В итоге ребёнок остался даже без школьного образования.
Сейчас девочка решила вернуться к учёбе. Сестра была готова оформить над ней опеку, но та выбрала другой вариант, который предложили в опекунском совете: уйти в детский дом и доучиться в вечерней школе.
Нет ничего хуже отвержения родной матери. Оно формирует установку ненужности (иногда даже самому себе), что тоже приносит острую душевную боль и порой доводит до отчаяния.
Лето – для отдыха
– Как быть с теми, кому только предстоят экзамены? С десятиклассниками, к примеру. Как организовать лето?
– Как-то позвонил очень расстроенный и разочарованный мальчик. Он так ждал каникул, мечтал, что отдохнёт. Но родители наняли трёх репетиторов и сказали, что летом это дешевле, поэтому он будет заниматься. Поставили большой крест на всех мечтах и надеждах. Изменить мнение и установки родителей в такой ситуации мы не можем, поэтому работаем с ребёнком над тем, чтобы он попробовал посмотреть на ситуацию с другой стороны. Предлагаем придумать интересные занятия после уроков с репетитором, чтобы переключаться и хотя бы частично компенсировать потраченное не по его планам время.
– Принято считать, что ЕГЭ – это колоссальное напряжение для детей. Но ведь и раньше экзамены сдавали, и тоже истерики были, и переживали все. Причём сначала сдавали в школе, а потом ещё в университете. А сейчас нужно помучиться один раз. Как вы считаете, что изменилось, кроме появления металлоискателей?
– Изменился подход учителей. По моим наблюдениям, вся эта невротизация начинается именно с учительского уровня. На собраниях учитель накручивает родителей, а те потом приходят домой и накручивают детей. В итоге получается двойное давление на школьников. Это не самое хорошее в нашем образовании, но это есть.
Раньше было просто: не сдал, спокойно пришёл и пересдал. Сейчас с пересдачами сложнее, что тоже заставляет понервничать. Плюс у наших детей подросли амбиции. Многие мечтают уехать в крупные города, родители их в этом поддерживают и настраиваются на получение высоких баллов и успешное поступление. От этого у детей формируется страх неоправданных ожиданий. Амбиции – это неплохо. Но всегда нужно продумывать и запасной вариант. Имея альтернативу, дети меньше будут переживать за то, что их ожидания (а чаще ожидания их родителей) могут не оправдаться. Это уменьшит напряжение.
Как общаться с учителем?
– Как реагировать на это детям и что делать родителям? Идти в школу и скандалить?
– У коллеги был звонок: мальчик-девятиклассник рассказывал, что учитель математики не занимается предметом, не учит решать примеры, а натаскивает на тесты. Тем, кто не справился, говорит: «Собралось стадо придурков». Представляете, в каком эмоциональном заряде находятся дети? Такие звонки сложны тем, что встаёт проблема: как не уронить ещё больше авторитет учителя, не усилить неуважение к нему? Ведь тогда ребёнку будет только хуже. Стараемся снизить остроту, направить к тому, что нужно поменять своё отношение к проблеме.
Ведь ваша задача защитить своего ребёнка, в том числе от чрезмерного эмоционального давления. Не уверена, что учитель изменит своё поведение, но может сбавить обороты. Не вышло – идите выше. Но главное, чтобы жалоба была объективной. И не забывайте общаться со своим ребёнком, чтобы помочь ему справиться со всеми школьными проблемами.