Дети хотят учиться. Какие проблемы существуют в сельских школах?

В городских лицеях у юных гениев куда больше возможностей для развития, чем у ребят в сельских школах, хотя по способностям одни другим не уступают. © / АиФ

25 мая во всех кузбасских школах прозвенел последний звонок. Сейчас выпускники готовятся к ЕГЭ и поступлению в вузы. О том, какие возможности для этого есть у сельских школьников, размышляет учитель математики школы №56 пгт Промышленная Александр Перфильев.    
   

«Звёздочки» уезжают

Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: Александр Николаевич, бытует мнение, что в посёлках, а тем более в небольших деревнях, школьное образование хуже, чем в городе. Как вы считаете, действительно ли глубинка отстаёт?

Александр Перфильев: Если говорить про нашу школу, то она точно «переплюнет» многие городские. Об этом говорят результаты выпускников. Большинство из них поступают в вузы, причём не только Кемерова, но и Томска, Новосибирска, Красноярска, Санкт-Петербурга. В последние годы, например, сразу несколько человек в Петербург уехали, учатся там прекрасно.

В этом году ребята тоже собираются. Есть в нашей школе стобалльники – по литературе, химии, информатике, русскому языку и обществознанию. Более того, каждый год наши школьники становятся призёрами и победителями областного этапа Всероссийской олимпиады школьников. В прошлом году, например, наша ученица Юля Курдюкова победила в одной из номинаций всероссийского этапа олимпиады по праву, поэтому по качеству образования мы точно от города не отстаём.

Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Если ребёнок что-то не понимает, то мы всегда с ним остаёмся и работаем дополнительно, несмотря на то, что классы у нас большие. Меньше 25 человек только один 10-й. Это, конечно, проблема. Такая ситуация сложилась, когда в стране сформировалась «демографическая яма». Детей было меньше, поэтому одну школу в посёлке закрыли.

Когда рождаемость повысилась, бывшую школу перепрофилировали в сад. Теперь получилось, что с детскими садами проблему решили, но не хватает мест за партами. Мы работаем в две смены, по полной программе, но всё успеваем. Если говорить о дополнительном образовании, то, конечно, глубинке с городом тягаться сложно. Поэтому можно понять родителей, которые увозят своих детей, например, в губернаторский многопрофильный лицей.

Каждый год каких-то «звёздочек» мы теряем, но воспитываем новых. У меня был ученик, который очень любил информатику. Мы занимались с ним этим предметом дополнительно. Мальчику постоянно хотелось изучить что-то новое, но я-то за ним не успевал. Мне приходилось много самому изучать, причём на порядок выше него, чтобы суметь объяснить. Естественно, в городе для таких талантливых ребятишек возможностей больше. Тут тебе и курсы всевозможные, и университеты рядом. Школы сегодня с вузами дружат.

   
   

– Часто слышны жалобы, что сегодня дети учиться не хотят. Вы сталкивались с таким нежеланием? В чём его причина?

– Проблема отсутствия желания учиться у школьников остро стояла лет 10-15 назад. Тогда с мотивацией у детей действительно было туго. Они видели, что у многих людей без образования и магазин свой, и машина, и дом... Сейчас время изменилось, дети стали понимать, что нужно хорошее образование. Наша выпускница – призёр всероссийской олимпиады по праву – поступила на юридический факультет в ТГУ. Стобалльница Лида Мясоедова учится в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в Новосибирском филиале. А Кирилл Витохин вообще набрал 100 баллов на трёх экзаменах из пяти и поступил в Санкт-Петербург в художественную академию. Уже третий год там учится успешно.

Выпускник этого года Алексей Бардокин – чемпион Европы по каратэ, четырёхкратный чемпион России, – кстати, тоже в Питер собирается. Целенаправленно готовится поступать в Санкт-Петербургское высшее военное училище радиоэлектроники (военный институт). В последнее время наши ребята стали интересоваться военными университетами. Это, конечно, не просто так. В школе уже больше десяти лет работает молодёжный отряд правопорядка «Барс». Руководит им майор полиции в отставке Ольга Бардокина-Лыба. Контакт с детьми у неё замечательный, и к тому же военные знания она даёт хорошие.

Досье
Александр Перфильев родился в 1975 г. в г. Север­ске Томской области. В 1997 г. окончил математический факультет КемГУ, в 2011 г. прошёл переподготовку по дисциплине «информатика». В школе № 56 пгт Промышленная работает 13 лет (общий стаж – 17 лет). В 2013 г. стал победителем областного конкурса и участником Всероссийского этапа конкурса «Учитель года России».
– После окончания вузов молодёжь возвращается в посёлок? Где человек с высшим образованием может работать в посёлке и пользоваться всеми благами жизни?

– В посёлок, конечно, возвращаются редко, особенно если говорить о наших «звёздочках». Ведь в посёлке, к сожалению, нет больших предприятий. Район у нас, прежде всего, сельскохозяйственный, поэтому ветврачи, лаборанты, инженеры без работы точно не останутся. Тем более недавно у нас в Ваганово построили племенной завод, хозяйство крепкое.

Сельскохозяйственные кадры у нас больше поставляет Заринская школа (в Плотниково). Замечательная тоже школа (хоть и сельская!), есть у неё даже своё опытное поле. В этом году два заринских ученика выиграли областной конкурс пахарей. Если ребята возвращаются после вуза, то идут работать в магазины, банки, становятся предпринимателями. Но в последнее время стали возвращаться в посёлок молодые врачи и педагоги. Это очень радует.

Деревни обезлюдели

– Если верить официальной статистике, то в Кузбассе как раз учителей всегда не хватает. Как ваша школа справилась с этой проблемой? В деревенских школах тоже есть кому работать?

– У нас в посёлке пока проблема нехватки учителей остро не стоит, но если молодые не будут приезжать, то проблема будет. Знаю, что в некоторых школах не хватает учителей английского языка, поэтому приходится привлекать пенсионеров. Не хватает учителей в маленьких деревенских школах, поэтому им приходится преподавать сразу несколько предметов.

Но к нам молодёжь работать идёт. В нашей школе престижно работать. Во-первых, среди наших учителей есть и заслуженные, и призёры, и победители областного конкурса «Учитель года». Во-вторых, наша школа попала в число 200 лучших сельских школ России. Для этого, конечно, нужно много трудиться. Но и отдача от детей есть. Это же приятно, когда твои выпускники хорошо сдают экзамены и выигрывают олимпиады.

– Почему не хватает учителей в деревенских школах?

– Между деревней и городом разница в школьном образовании огромная. Часть деревенских школьников ездит учиться к нам в посёлок. Кого-то возят на машинах родители, а кто-то ездит на школьном автобусе. Деревенские школы пустеют. В каких-то деревнях района школы нет вообще.

По объективным причинам: в деревне, например, 30 учеников. Зачем привлекать учителей, которые будут вести даже по несколько предметов? Качественных знаний дети всё равно не получат. Но, опять же, хорошо детей возить в более крупные школы, когда деревни находятся рядом. А если ближайшая школа за 20-30 км? Нам повезло, что наш район большой, но компактный.

Фото: АиФ/ Фото Александра Фирсова

– Когда вводили ЕГЭ, предполагалось, что такая система обеспечит равные возможности для поступления в вузы для всех: и для городских детей, и для выпускников из глубинки. Как вы думаете, равенство получилось?

– Если говорить о наших учениках – равенство есть. А вот если говорить о школьниках из небольшой деревни – равенства нет. Хорошо, если по предмету, который нужен ребёнку, у него грамотный учитель. Конечно, если есть большое желание, ребёнок будет сам готовиться, Интернет ему в помощь. Возможно, будет выезжать на какие-нибудь курсы. Но здесь снова проблема: не у каждого в деревне есть такая возможность.

Да даже если у родителей и деньги есть, например, на репетитора, то в деревне его просто не найдёшь! И ребёнку придётся ехать хотя бы в посёлок. А такая возможность, повторюсь, есть, к сожалению, не у всех. Но и открывать большую школу в маленькой деревне, где всего 30-50 школьников, и привлекать туда учителей, смысла нет. Здесь нужно решать другую проблему. В деревнях сегодня абсолютно нет работы. Раньше народ здесь был, была работа, а значит, нужны были школы, детские сады. А теперь ничего этого нет.