Гранит науки. Тяжело ли сидеть за партой весной?

Интерес ребенка к учебе зависит от его мотивации. © / МБОУ Гимназия №71

У школьников начинается горячая пора, впереди экзамены, необходимо много готовиться. О том, как помочь детям и их родителям в последнюю четверть учебного года, корреспонденту kuzbass.aif.ru рассказала учитель английского языка кемеровской МБОУ гимназии №71 (Радуга) Казаковцева Ирина.

   
   

Как учат в школе?

Волкова Екатерина, kuzbass.aif.ru: Ирина Владимировна, учебный год перевалил за половину, на дворе весна, солнце начинает греть все сильнее. У школьников явно не учеба на уме. Тяжело ли детям собраться и взяться за ум весной?

Казаковцева Ирина

Казаковцева Ирина: конечно же, нельзя не учесть влияния теплой весенней погоды на концентрацию внимания школьников во время процесса обучения. Тяжело усидеть за партой, когда за окном весна. К тому же, многие наши дети сильно заняты вне стен школы, ребята занимаются спортом, активно посещают различные кружки и секции. А весной, как известно, организм испытывает авитаминоз, устает после долгой сибирской зимы, и не все способны справиться с нагрузкой. В этом ребятам активно помогает педагогический коллектив, обсуждая любые возникающие проблемы со школьным психологом.

 - У некоторых впереди ЕГЭ. Готовы ли школьники сдать экзамены? Хватит ли всем времени, чтобы подготовиться? Какой совет можно дать родителям старшеклассников?

 - На самом деле ЕГЭ не так страшен, как его описывают. Главной задачей для родителей школьника является развитие мотивации ребенка.

Он должен четко понимать, зачем он будет сдавать экзамены, что это даст ему в долгосрочной перспективе, а что в краткосрочной. И вот это является главной задачей родителей. Они должны показать и рассказать своему ребенку, какие плюсы существуют в определенных профессиях. Будущий аспирант должен определиться с выбором профессии если не точно, то хотя бы решить для себя, в какой области он хочет в будущем работать. И, исходя из этого, уже можно выбирать ВУЗы, специальности и готовиться к сдаче тех экзаменов, которые требуются по этим специальностям. Замечу, что подготовка к экзаменам – процесс достаточно долгий, и думать о будущей профессии необходимо уже за 2 – 2,5 года до ЕГЭ.
Важно во время направить ребенка, помочь ему определиться с будущей профессией. Фото: МБОУ Гимназия №71

Не все взрослые осознают, чем хотят заниматься, а когда речь заходит о детях, им, конечно, необходимо помогать, направлять их. Очень важно, чтобы они получали какой-то положительный опыт, так скажем, бонусы, в краткосрочной перспективе. К примеру, если брать английский язык, то здесь ребенка можно мотивировать новыми возможностями, которые появляются с изучением иностранного языка. Вряд ли прямо сейчас ваше чадо осознает ценность знания иностранного языка для своей карьеры, но вот смотреть любимые фильмы, читать книги и слушать песни в оригинале он сможет уже сейчас.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются школьники при сдаче гуманитарных дисциплин на ЕГЭ, это умение вести диалог. Зачастую дети даже на родном языке не могут рассказать о том, куда, к примеру, хотят поехать, если речь идет о путешествиях.

   
   

Легко ли молодым?

 - Ваш стаж работы составляет чуть более 5 лет. Бытует мнение, что молодые специалисты не идут в школы. Почему? Расскажите, с какими проблемами они сталкиваются.

 - Дабы опровергнуть общественное мнение, скажу, что в нашем педколлективе много молодых специалистов. Этому способствуют условия, которые создает администрация гимназии.

Если человек приходит к нам работать после ВУЗа, он может рассчитывать как на карьерный, так и на личностный рост. Но все же проблема, конечно, актуальна. Зачастую молодые педагоги оказываются предоставлены сами себе, когда попадают в школу после ВУЗа. Система наставничества не везде налажена, а она должна работать, иначе молодой специалист оказывается в очень затруднительном положении. К примеру, могут возникнуть проблемы при защите категории, в некоторых школах существует негласная очередь. То есть, когда молодой учитель приходит и говорит, что он готов защищаться хоть сейчас, выясняется, что до него должны защититься такие-то и такие-то педагоги, которые пришли раньше и работают дольше. По большому счету, все зависит от администрации школы.

 - Часто ли вы слышите жалобы на то, что современные дети не хотят учиться. Чья это проблема, и кто может её решить?

 - Да, такая проблема, бесспорно, существует в современной системе образования. Родители жалуются, что их чадо ничего не хочет учить, читать, не интересуется почти ничем, только сидит за компьютером целыми днями. Ребенок по природе своей существо любопытное, и «ничем» он интересоваться не может.

Скорее всего, родители просто не знают об увлечениях своего ребенка. Да, его могут не интересовать школьные предметы, но это уже проблема школы. Это проблема мотивации, а точнее – её отсутствия. Педагог всегда может заинтересовать ребенка своим предметом, показать школьнику пользу предмета. А хороший педагог может сделать это так, что у ребенка загорятся глаза, и он начнет взахлеб читать и учить. К сожалению, это не всегда возможно сделать в условиях современной школы. Не на все предметы хватает часов. К примеру, в обычной общеобразовательной школе на иностранный язык отведено 2-3 часа в неделю. Конечно, педагог не в силах показать и рассказать детям что-то сверх школьной программы. В этом плане гимназия выигрывает. С нашей учебной нагрузкой мы успеваем давать детям не только школьную программу, но и изучать что-то сверх учебника, к примеру, читать и делать постановки по сказкам английских писателей в оригинале, или смотреть фильмы на языке. Конечно, это их мотивирует.

А вообще, я бы сказала, что это не проблема. Это скорее конфликт, замкнутый круг, в котором участвуют три стороны: дети без мотивации к учебе, их родители, которые могут показать своим примером, что такое любознательность, но не делают этого, и учителя, которые в современной школе загружены бесконечной бумажной работой, и из-за которой не всегда могут раскрыть свой творческий потенциал.