Инженер со школы. В Кузбассе предприятия помогают детям с профориентацией

Инженерные классы открывали в самых активных школах, которые уже имели профильную направленность по техническим предметам. © / Анна Городкова / АиФ

По данным Миннауки Кузбасса, в этом году среди востребованных направлений в вузах стало педагогическое образование, наземные транспортно-технологические средства, информационные технологии, медицинские и творческие направления. Регион продолжает испытывать дефицит инженерных специальностей.

   
   

Инженеров промышленному Кузбассу не хватает, поэтому КузГТУ, сотрудники ведущих предприятий области и школы в этом году стали вместе реализовывать проект «Инженерный класс». Его организаторы занимаются профориентацией школьников, знакомя их с техническими профессиями и стимулируя остаться в регионе. Сейчас в Кузбассе действует четыре таких класса именно от технического вуза, а всего подобной направленности в Кемерове — девять.

Не только углубленное изучение предметов

Первый инженерный класс открылся в кемеровской школе № 36 в Рудничном районе совместно с КузГТУ и «Азотом». В нём учатся 30 десятиклассников — занятия проходят один раз в неделю по 1,5 часа (во время каникул планируется провести пару уроков на базе университета по 4 часа каждый).

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анна Антипина рассказывает, что модель инженерного класса заключается в том, что дети не только углубленно изучают математику, физику и информатику, но и слушают специальные курсы по инженерному практикуму и современным технологиям производства от преподавателей КузГТУ.

Во всех инженерных классах школьники смогут лично познакомиться с предприятием, курирующим работу в конкретной школе, и узнать, кто такой инженер, чем он занимается и какие знания ему нужны. Также ребята будут работать над индивидуальным проектом — реальной задачей, которая есть на предприятии. Лучшим ученикам и педагогам предусмотрено материальное поощрение, но у каждой школы оно своё.

«Также мы сможем участвовать в очных мероприятиях консорциумах по развитию школьного инженерно-технологического образования в РФ (объединение учебных заведений разного уровняРед.). Мы входим в данное сообщество уже третий год», — говорит Анна Евгеньевна и добавляет, что 60% учеников школы всех направлений после выпуска остаются в Кузбассе.

   
   

У школьников — живой интерес

На месяц позже, 10 октября, ещё один инженерный класс открыли в кемеровской школе № 14 на Южном. Здесь 23 десятиклассника из трёх десятых классов будут знакомиться с предприятием «Кокс» и так же углубленно изучать физику, химию, информатику и математику. Почти все ученики — со средним баллом «5». Занятия проходят три раза в неделю и длятся по 1,5 часа каждое.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ксения Семёнова надеется на то, что проект будет успешно реализован в рамках школы: «Наше будущее зависит от того, насколько школы, вузы и предприятия будут активно привлекать школьников к инженерной деятельности. Никто не будет заставлять учащихся инженерного класса поступать в КузГТУ, но все мы работаем на то, чтобы они возвращались и наполняли идеями наш регион. Пока отзывы ребят о проекте нас только радуют».

Ученики инженерного класса получили специальные рабочие тетради. Фото: АиФ/ Анна Городкова

На протяжении всего обучения ребята будут работать руками, пробуя себя в инженерной специализации на деле. По окончании двухлетнего курса обучения все учащиеся данного класса сдадут предпрофессиональный экзамен. Траектория обучающегося и наполняется реальными кейсами от предприятия-партнера. Плюсы обучения для многих из ребят очевидны: это и поступление в профильный вуз, и возможное трудоустройство на предприятии.

Если кто-то захочет выйти из проекта, он может это сделать, хотя педагоги мотивируют учеников. В школе № 14, допустим, раз в полгода самым активным будут платить стипендию две тысячи рублей. Но дело не в деньгах — программу продумывали максимально интересную.  

Отличники успевают отдыхать

Муниципальный стипендиат всероссийской олимпиады школьников и ученица 10 класса «А» школы № 14 Карина Мужбатуллина пришла в инженерный класс, потому что хочет получить углубленные знания по интересующим предметам и в будущем стать хорошим специалистом. Будущую специальность девушка пока не выбрала, но она будет точно связана с инженерией , надеется, что класс поможет определиться. Поступать хочет в разные города.

Ребятам хотят показать, что в регионе есть хорошие рабочие места, где их ждут на самые разные специальности. Фото: АиФ/ Анна Городкова

«На первом занятии мы изучали веб-программирование и учились создавать сайты. В парах мы сделали общий шаблон, а дальше будем заполнять его по своим интересам. Я бы хотела иметь сайт, связанный с физикой, чтобы эта информация помогла школьникам подготовиться к ЕГЭ. Из-за того, что на курсах абсолютно другая атмосфера, испытываю большой интерес к занятиям», — делится Карина.

Ученик того же 10 «А» класса, муниципальный стипендиат, Фёдор Трубников захотел принять участие в проекте для того, чтобы определиться с будущим поступлением и посмотреть на мир под разными углами. Школьника больше всего интересует программирование, хотя он победитель городских олимпиад по физике и математике от ПАО «КОКС» (однажды даже получал за первые места 7,5 тыс. рублей).

На «Технологии современного производства» ребята начали проходить теплодинамику по физике и получили яркие впечатления: такого в школе не изучают. Первые занятия показывают, что у организаторов получилось заинтересовать искушённых знаниями подростков.

Несмотря на серьёзную загруженность, старшеклассники успевают отдыхать и заниматься другими внешкольными делами. Высокие оценки позволяют без труда усваивать информацию и готовиться к урокам. Сами педагоги отмечают, что ученики — уже взрослые и продуктивные люди.

Кстати
Последние два инженерных класса открыли в Ленинске-Кузнецком. Ученики гимназии № 18 и лицея № 4 пройдут обучение под руководством сотрудников компании «СУЭК-Кузбасс». Они подготовили для ребят два образовательных курса – «Градостроительная и инженерная графика» и «Сложные инженерные системы». В процессе обучения первого курса школьники научатся создавать графические чертежи объектов капитального строительства и представят собственные инженерные проекты, а на втором они узнают всё о способах управления сквозными технологическими процессами и использовании контрольно-измерительных приборов.