В конце весны депутаты внесли законопроект в Госдуму, обязывающий школьников участвовать в общественно полезном труде. Это значит, что дети не смогут отказаться от высадки деревьев, оформления класса или помощи библиотеке. Сейчас прорабатывается вопрос о возвращении в школы урока труда. Корреспонденты «АиФ в Кузбассе» разбирались с вопросом.
Не принудительно
Министр образования Кузбасса Софья Балакирева объясняет, что суть введения обязательного трудового воспитания в школе состоит в том, чтобы разрешить школам привлекать учеников к труду без получения официального согласия родителей: «В первую очередь речь идёт о традиционных дежурствах в классе, столовой или раздевалке, о субботниках. О том, что после обеда нужно убирать за собой посуду, выкидывать мусор в урну - это элементарные базовые навыки».
Кроме того, как говорит Софья Юрьевна, общественно полезные работы могут включать помощь в изготовлении декораций и костюмов для школьных спектаклей, уборку инвентаря в спортзале после занятия, высадку цветов и деревьев на пришкольной территории, участие в оформлении класса, помощь в библиотеке и музее. Это всё элементы единого образовательного и воспитательного пространства.
Конечно, это не значит, что с введением закона всех детей без исключения обяжут трудиться. Индивидуальный подход сохранится, педагоги будут учитывать возрастные особенности и состояние здоровья: если у ребёнка аллергия на пыль, пыльцу или болит спина, он не должен участвовать в работе.
Над исполнением - поработать
Надежда Гончарова (имя изменено – Ред.), мама двух детей из Кемерова, думает, что труд сплачивает, но нужен он преимущественно детям до 9 класса и многое зависит от исполнения на местах: «Я ненавидела субботники, отработки... Но после - желание приклеивать жвачку прошло. А на партах уже чиркала карандашом, а не ручкой, потому что отмывается содой проще. Но в 9 классе отработки стали выборочными - в плане наказания для неудачников».
Такое, к счастью, не везде. Трудовик одной из коррекционных кемеровских школ Фрол Киселёв считает, что трудотерапия очень полезна. Педагог вспоминает, что в школьное время всегда выходил на субботники и ездил в трудовые летние лагеря. Тогда никто не говорил: «Какое право вы имеете меня привлекать?», стыдно было даже подумать о подобном.
«Мои глухие дети, которые у нас обучаются, на субботниках спрашивают: «А деньги нам будут платить?» У них нет понимания того, что такое труд и зачем он нужен. Я стараюсь это исправлять. К примеру, осенью мы убираем листву, которая успевает нападать, зимой чистим снег – я создаю специальные экстренные бригады на случай, когда снега выпадет много. Весной шевелим снег, долбим лёд, летом высаживаем саженцы, поливаем», – рассказывает учитель. Он убеждён, что отношение к процессу меняется, когда дети, например, сами ухаживают за деревом.
Прекрасное создаём сами
Эту мысль поддерживает и Екатерина Кейль, учитель русского языка новокузнецкой гимназии. На пришкольном её участке разбиты большие цветочные клумбы, где растут розы и цветы-многолетники. За ними вместе с учителями ухаживают дети – в конце мая все классы распределяют на недельные отработки до сентября, то есть каждый класс в течение недели по несколько часов в день следит за цветами: пропалывает траву, рыхлит землю, поливает цветы, подсаживает по необходимости новые и т. д. Всё по силам.
«Я не понимаю родителей, которые пытаются уберечь детей от труда, хотя мы не делаем ничего сверхъестественного. Сейчас многие дети воспитаны по-другому, и для них нормально намусорить там, где они находятся. Через труд мы прививаем ответственность за то, что ты делаешь, объясняем, что ты творец и соучастник прекрасного, которому без тебя не дали бы права на жизнь», – заключает учительница.