Научить русскому. Учитель – о ЕГЭ, своих учениках и идеалах

У Татьяны Удоденко, учительницы русского языка и литературы Тяжинской общеобразовательной школы № 2 в этом году весь класс выпускников сдал ЕГЭ по русскому на «отлично», показав лучший результат в районе.    
   

Где ошибка?

Анна Городкова, «АиФ-Кузбасс»: – Как вам удалось так подготовить детей? У вас в классе 14 человек. Трое из них получили больше 90 баллов по ЕГЭ, около семи – в пределах 80-ти. Самым низким оказался балл в 64. Но это оценка «отлично».

Татьяна Удоденко: – Да, в этом году я выпустила из школы свой любимый класс. Я была у них не только учителем, но и классным руководителем семь лет. Говорят, нельзя делить детей на любимых и нелюбимых, но это был особенный класс. Каждый ученик – личность. Почти все из них завершили о­бучение в музыкальной школе, занимались танцами, рисованием. Не было тех, кто вообще ничем не увлекался.

Я считаю, что дети, у которых есть цель в жизни, и будут стараться учиться. Одна моя ученица, Юля Меновщикова, ушла после 10 класса в музыкальное училище им. Скрябина, пере­ехала в Москву и стала там одной из лучших студенток. Да, учитель направляет, корректирует обучение детей, но, если сам ребёнок не захочет учиться, будь ты хоть семи пядей во лбу, он учиться не будет. Тут ещё важен диалог между учителем и родителями. Если родитель понимает проблему ребёнка и помогает ему, то всё тоже будет хорошо.

– Не может же быть такого, что попался идеальный класс...

– Конечно. Бывали и трудности. Один мальчик из неблагополучной семьи день ходил в школу, а четыре – нет. С ним приходилось оставаться после уроков и заниматься отдельно. Другой мальчик из-за болезни не мог долго сидеть в школе. Я давала ему отдельно задания на дом, и каждую работу мы разбирали один на один. Я не сторонница того, чтобы проверить задание и отдать. Ребёнку нужно объяснить чётко, где его ошибка. Особенно с усложнением заданий в ЕГЭ. Нынешний мой 9 класс – второгодники и дети из неблагополучных семей. А зачастую они запущенные в школе. Один паренёк до середины мая не мог справиться с изложением. На консультациях он сидел и плакал. Мы очень много работали с ним и в конце концов проблему решили. На­учить минимальным знаниям по русскому языку можно и нужно каждого ученика.

– Какие были ещё значимые победы ваших учеников? И в чём эта значимость для вас?

   
   

– Современный выпускник знает, что при поступлении учитывается портфолио достижений, поэтому они с большим желанием шли на конкурсы, олимпиады, чемпионаты. В районе мы часто занимали первые места по олимпиадам по литературе и конкурсам сочинений. В этом году в очном этапе областного конкурса моя выпускница Быкова Анастасия заняла первое место по Пушкину – конкурс устраивал КемГУ. Не знаю, поступит ли она на учителя (она очень любит рисовать), но я всегда была убеждена, что любовь к литературе помогает ей видеть то прекрасное, что она хочет воплотить в своих рисунках. Мне кажется, что нынешняя молодёжь интересная, она пробует себя в разных сферах, чтобы понять, что ей нужно, познать себя.

Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Норма – знать язык!

– Можете ли вы сказать, что быть учителем – это ваше призвание?

– Призвание – это громко сказано. Нет, изначально я хотела быть врачом, но волею судьбы поступила в пединститут (не обошлось без влияния моего учителя литературы Валентины Михайловны Рябовой). Я училась в сельской школе, где воспитывали настоящие человеческие качества – доброту, отзывчивость, порядочность. Мой школьный педагог (по совместительству директор школы), стал тем идеалом, на который я равнялась и равняюсь в своей деятельности. Это был человек, вложивший в нас всё и заставлявший нас думать, который воспитывал людей словом.

Сейчас другое время – компьютеры и Интернет. Это, конечно, здорово, но не панацея от «болячек» обучения, тем более по литературе. Потому что, пока ты сам не прочитаешь и не поймёшь произведение, толку не будет. Но интересно: если на уроке я раздам ноутбуки, ребята даже после звонка продолжают исправлять свои промахи и доводить работу до идеала. При написании от руки ошибок почему-то выходит больше, чем на компьютере. Для меня это загадка.

Фото: www.globallookpress.com

– Как вы думаете, будет ли модно знать русский язык?

– Я не люблю слово «модно» по отношению к родному языку. Сейчас такое время, когда мы должны показать, что мы русские люди. Антипатриотично не знать своего языка. В Донбассе за язык проливают кровь. А мы, русские, сидим тут и не знаем, как написать: «корова» или «карова». По телевизору я часто вижу рекламу с элементарными орфографическими ошибками, слышу неправильные ударения. Знание языка должно быть нормой. Такой же, как встать с утра, умыться или сказать «здравствуйте» при встрече с человеком.

Система с пробелами

– Многие считают, что традиционная форма экзамена лучше, чем ЕГЭ. А вы как думаете?

– Тут у меня отношение двоякое. Чем хорош ЕГЭ? Тем, что есть независимая оценка, возможность разослать результаты по вузам и больше никуда не ездить. И сейчас, чтобы сдать ЕГЭ, нужно обязательно знать предмет. Метод «тыка» уже не пройдёт. С другой стороны, если говорить про литературу, мы много тратим времени на формальности, мало рассуждаем, мало читаем вслух (времени не хватает). В заданиях по литературе ввели вопрос соответствия героя и его внешности (каких-то деталей одежды). Да какая разница, в каком платье была Наташа Ростова! Важно не это. Раньше столько говорили, спорили! А сейчас ложишься и просыпаешься с одной мыслью, на уроке думаешь: на что ещё нужно обратить внимание, чего они ещё не знают?

– Юрий Соломин, худрук Малого театра, в одном из номеров «АиФ» рассказывал, что когда-то к ним пришла студентка и начала читать отрывок из пьесы Чехова «Чайка», не зная даже названия произведения. Этот случай – пробел учителя или поколения?

– Это пробел системы образования. Сейчас распространены различные профили, и литература часто «зависает». Даже с введением обязательного сочинения по литературе часы не прибавляются, и вся ответственность лежит только на учителе русского языка и литературы: как он преподнесёт материал, сумеет ли он заинтересовать «химиков» и «физиков». Если раньше в школе изучали основные произведения полностью, то сейчас отрывками.

Раньше мы знали всех героев, понимали суть. А сейчас тот же «Евгений Онегин» изучается частью в 9-м, частью в 10 классе. Галопом его не изучить. Учителя, желающие объединить произведение и изучить его в течение одного года, получается, идут против системы, работают неправильно. Новая программа, охватывающая всё, лишается сути. Но, я думаю, система ЕГЭ будет совершенствоваться.