Один, зато опорный. Как оптимизируют ВУЗы?

Сегодня опорный ВУЗ Кузбасса пытается отвечать требованиям времени, поэтому и направления выбирает те, что в приоритете у государства. © / Анна Городкова / АиФ

1 февраля 2018 г. завершилось объединение КемГУ и КемТИППа. Теперь вместо двух совершенно разных по направлению учебных заведений одно – опорный вуз Кузбасса. Но этому предшествовала длительная оптимизация, которая, по словам преподавателей, продолжается и сегодня. Как инновации сказываются на образовании, выясняла корреспондент «АиФ в Кузбассе».

   
   

Ненужные направления?

Ещё в процессе оптимизации, к примеру, ликвидировали факультет политических наук и социологии КемГУ. Политологию присоединили к факультету истории и международных отношений, а социология стала частью социально-психологического института. Как рассказывает один из преподавателей бывшего ПНиС на условиях анонимности, некоторые ставки оказались лишними из-за недостаточной нагрузки на преподавателей, поэтому трудовой договор продлили не со всеми. В этом году новую работу пришлось искать трём сотрудникам.

Оптимизировали и бывший факультет филологии и журналистики (сегодня это институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций). Оптимизация на факультете началась ещё задолго до образования опорного вуза – с 2011 г. В итоге от прежнего филфака осталось три кафедры вместо семи. Сначала, как рассказала бывший преподаватель кафедры журналистики и русской литературы ХХ века Нина Обелюнас, упразднили две «языковые» кафедры, потом объединили две литературные, а в этом году их присоединили к кафедре журналистики и русской литературы ХХ века. «В нашем случае оптимизация проходит искусственным путём. Во-первых, снизилось число студентов на одного преподавателя в связи с переходом на бакалавриат и из-за демографической ямы 90-х гг. (по распоряжению министерства это соотношение должно быть 1:12). Во-вторых, уменьшилась нагрузка за счёт сокращения часов и на внеаудиторную работу. Допустим, раньше на работу с курсовой на одного студента выделяли девять часов, а теперь три. Формально нагрузка стала меньше, а фактически осталась прежней – не бросишь же ты студента», - рассказывает Нина Владимировна. В итоге в 2015 г., чтобы дотянуть до ставки, преподавателю добавили ещё два предмета. В прошлом году с Ниной Владимировной не продлили трудовой договор, поэтому её часы разделили между коллегами. В этом году от новой системы пострадал преподаватель литературы.

Будущее за роботами?

После слияния двух университетов объединили кафедры экономических факультетов. По мнению доцента кафедры финансов и кредита Татьяны Алабиной, всё-таки в происходящей оптимизации и создании опорного вуза больше плюсов, чем минусов. «За последнее время университет начал больше отвечать требованиям времени, - считает Татьяна Александровна. - В опорном вузе, в частности, открыли центр профессий будущего, в который входит та же академия дронов и робототехники. Более того, мы стали получать государственные заказы, а значит – зарабатывать деньги. К примеру, если стратегию «2025» разрабатывали питерцы, то «2035» - наш университет. Ещё один наш контракт – по рекультивации земель». По мнению экономиста, сегодня просто поменялся формат работы, пришли рыночные отношения, поэтому нужно быть мобильным, участвовать в грантах и федеральных программах, развивать дистанционное направление.

Преподавательский корпус уменьшается, но такова общая тенденция развития высшего образования с его новыми форматами работы.

В 2016 г. в КемГУ и КемТИППе работали 520 и 271 преподавателей соответственно, в 2017 г. – 494 и 243. По данным ректора опорного вуза Александра Просекова, на 2018-2019 учебный год общая численность профессорско-преподавательского состава – 715 человек. Однако по политике вуза это не сокращение. «У должностей профессорско-преподавательского состава есть один серьёзный недостаток: все они могут занимать свою должность на определённый по времени срок. На вакантное место каждый раз объявляется новый конкурс. Поэтому никакого продления договоров при такой системе быть не может», - объясняет Александр Просеков. При объявлении конкурса учитывают число студентов на одного преподавателя, нормативную стоимость обучения и имеющийся зарплатный фонд. «Изменения, безусловно, есть, преподавательский корпус уменьшается, но такова общая тенденция развития высшего образования с его новыми форматами работы, в числе которых дистанционные технологии и онлайн обучение», - говорит Александр Юрьевич.

Впрочем, эти требования придумал не вуз, их формирует Министерство образования. К ним относится также и изменение формата работы - от индивидуальной к групповой. «Во-вторых, контрольные цифры приёма. Например, в 2016 г. на направление «языкознание и литературоведение» было выделено 69 бюджетных мест, в 2017-м – 26, в 2018-м – 29. С учётом высокой стоимости обучения число контрактников год от года тоже уменьшается», - говорит Александр Просеков. А объединение кафедр руководство университета объясняет тем, что формирование большой кафедры более удобно и экономически выгодно.

При составлении стратегии развития университета до 2020 г. в университете проанализировали, кто больше всех выигрывал грантов и патентов, публиковался в научных журналах. Оказалось, 78% - физики, химики, математики и биологи. На них, судя по всему, и сделают ставку на ближайшие годы. К 2020 г. в планах работа по трём проектам: внедрение беспилотников в операционное управление разрезами, сотрудничество с «СДС-Азот» и создание кафедры Гудлайн на базе вуза. «Естественнонаучное направление сегодня находится в приоритете государства. В этой связи понятно, что получить грант, например, на разработку нанодвигателя проще, чем на составление словаря. Ведь двигатель – это то, что можно потрогать руками и тут же увидеть от него пользу. А какую практическую пользу можно увидеть от словаря? Политика наших чиновников от образования сегодня такова: преподаватель должен приносить университету прибыль, т. е. участвовать во всевозможных грантовых конкурсах. В этой связи гуманитарии, к сожалению, проигрывают. На мой взгляд, это неверная политика. Преподаватель должен учить студента профессии, а не зарабатывать для университета деньги. И эти обязанности чётко обозначены в трудовых договорах преподавателей», - считает Нина Обелюнас. Сегодня же, судя по всему, преподаватель должен успевать делать всё.

   
   

Смотрите также: