В Год литературы мы неожиданно вспомнили, что некогда были самой читающей страной в мире, а школьники без сочинения деградируют. Почему сегодня следует перечитать Достоевского и Толстого, рассказала филолог и преподаватель Наталья Налегач.
Не в крике правда
Елена Безданченко, «АиФ-Кузбасс»: – Наталья Валерьевна, что для вас Год литературы? Вы его как-то почувствовали? По городу вот плакаты развесили с цитатами писателей, призывами стать культурным человеком и т. д.
Наталья Налегач: – Для меня Год литературы – каждый год. На фоне всей социальной рекламы и баннеров с лозунгами о пользе чтения для меня намного показательнее десятиклассники в лицее, у которых я веду факультатив по литературе, – они хотят читать. Сейчас читаем с ними «Мастера и Маргариту» М. Булгакова, до этого взахлёб неожиданно друг для друга прочли роман Набокова «Приглашение на казнь». Мы читаем медленно, погружаясь в авторскую эстетику, открывая новые грани, смыслы. И им это нравится.
– Значит, все разговоры о деградации молодёжи, падении уровня образования, о нечитающей нации пустые?
– Не люблю обобщать. Во все времена были те, кто хоронил свою эпоху.
– Опыт литературных героев позволяет нам получить концентрат духовного опыта других личностей, прожить несколько жизней, совместить несколько точек зрения и начать ориентироваться в этом мире. Но правда у каждого своя, только вот истина одна на всех. В пьесе Горького «На дне» это прекрасно показано. Когда Лука говорит умирающей Анне про рай, про Бога, Васька Пепел подходит и спрашивает: «Слушай, старик: Бог есть?»
Он ему отвечает: «Коли веришь – есть; не веришь – нет... Во что веришь, то и есть...» Милый ответ. Он ни к чему не обязывает. И вроде бы удобно, и каждый получает право на то, чтобы жить по своему разумению, да вот беда в том, что при таком подходе теряется и право, и лево, и верх, и низ. И подмену сегодня легко осуществить, если человек не читает, не знает, не развит. Он становится игрушкой, которой можно вертеть как угодно. И прав будет тот, кто кричит громче и говорит убедительнее, а не тот, кто говорит правду или истину.
Найти любовь помогут книги
– Какие книги должен прочесть каждый уважающий себя человек?
– Как это ни банально звучит, начинать надо с Пушкина. Это и его сказки, и поэмы. А когда взрослеешь – то, конечно, Тургенев: красота души, воля, сила, нерешительность, выбор. Потом Лев Толстой.
– «Война и мир» – это же страшный сон для школьников. Или древнерусская литература в 5 классе, когда детям не понятен ни язык, ни реалии. Это же может отбить желание читать на всю жизнь. Устраивает ли вас школьная программа по литературе?
– У нас сегодня нет единой программы по литературе. Это создаёт проблемы при сдаче ЕГЭ. Любая программа по литературе продуктивна, если учитель понимает, зачем преподаёт свой предмет. Учась понимать художественное произведение на уроках, мы учимся слышать другого. Этот навык понимания вы можете использовать в карьере и стать успешным человеком; можете использовать в личных отношениях и стать счастливым человеком. Это, пожалуй, то главное, что даёт литература.
Незрелые умы
– Сегодня в школу снова вернули сочинение, которое исчезло после введения ЕГЭ. Почему? Одумались и раскаялись?
– Слава богу, что вернули. Сочинение позволяет проверить, насколько ум школьника дозрел до аналитических способностей, обобщений, логической связной речи, без которых немыслимо обучение в вузе. Высшая школа и филологи кричали, что нельзя отменять сочинение: мы не можем обучать тех, кто не в состоянии связно мыслить. Но нас не услышали. А когда те студенты получили дипломы и заняли определённые посты, все схватились за голову, потому что человек с незрелым умом теряется в хаосе, не может принять ни адекватного решения, ни создать новую идею. Всего-навсего школьное сочинение, а, оказывается, за ним скрывается куда больше.
– Зачем человеку вообще читать? Пришёл заводчанин со смены, устал. Не лучше ли ему телевизор посмотреть и расслабиться, чем голову себе забивать?
– Да, чтение – это не расслабление. Чтобы быть человеком, надо не только своё тело развивать. У человека есть ещё душа, воля, разум. Если хочешь существовать на уровне животного, никто не запрещает. Но, как правило, этого оказывается мало, и неважно, на заводе человек работает или в университете. У меня полно знакомых без высшего образования, которые имеют свой естественный круг чтения. Например, один мой знакомый начал читать Есенина, потому что родился с ним в один день. Потом выяснилось, что о любви Есенин говорит так, как сказал бы этот человек, это позволяет ему выразить свои чувства через поэзию. Каждому это нужно, потому что человек всегда сталкивается с ситуациями любви, утраты, разрыва. И тот, кто умеет читать, быстрее находит себя в той или иной ситуации, может решение принять.
Говорим, как Пушкин
– Вот читаешь Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина и узнаёшь до мелочей сегодняшнюю жизнь. Неужели мы никак не меняемся? Или писатели – это провидцы?
– Помните поговорку римлян: «Жизнь коротка, искусство вечно»? Особая способность писателя – найти ключевой образ, чтобы передать то, что было и будет всегда. Боюсь, что в глубинных основах нации не меняются. Идеалы народа зафиксированы в литературе, в культуре. Литература пришла к нам с принятием христианства. Хотим мы этого или нет, мы живём в сфере христианских идеалов. Но есть и дохристианский слой, который проходит через фольклор. Такой синтез создаёт уникальность нашего народа и языка. Пушкин – «наше всё», потому что он своим творческим усилием создал тот русский литературный язык, на котором мы сегодня говорим, – уникальный, гибкий, подходящий для выражения любых смыслов.
– Как не заблудиться сегодня в тысячах выпускаемых книг? Есть какие-то ориентиры?
– Можно ориентироваться на разные литературные премии, которые составляют длинные и короткие списки достойных, по их мнению, книг. А можно самому прийти в книжный магазин и по первому абзацу понять, насколько автор владеет словом.