По поручению губернатора в Кузбассе прошли экологические инспекции по крупным промышленным предприятиям, теплоэлектростанциям и котельным области. Каких-либо нарушений участники не выявили.
Все предприятия в срок реализуют свои природоохранные мероприятия, модернизируют и закупают новое очистное оборудование. А ещё работают в пределах установленных нормативов и последовательно снижают экологическую нагрузку на окружающую среду (это можно отследить по снижению валовых выбросов предприятий в атмосферу).
Выбросы растут
«В Новокузнецке сосредоточены промышленные гиганты, которые выполняют экологические программы в рамках нацпроекта «Экология». На этих предприятиях внедряются новые технологии, модернизируется оборудование. Результатом станет заметное улучшение экологической ситуации в столице южной агломерации, количество выбросов к концу 2026 года снизится более чем на 25%», - отметил губернатор Сергей Цивилев.
Однако ситуация с экологией в области кардинально не меняется, а в Новокузнецке ещё и ухудшается. Так, согласно докладу о состоянии и охране окружающей среды Кузбасса за 2021 год, по отношению к 2020 году уровень загрязнения в Кемеровском и Прокопьевском округах не изменился, а в Новокузнецком увеличился с высокого до очень высокого. Общее количество валовых выбросов снизилось также незначительно - на 0,5% (с 1,611 млн тонн до 1,603 млн тонн).
В Новокузнецке среднегодовая концентрация бензапирена по сравнению с прошлым годом увеличилась в два раза. В отдельные дни ПДК (предельно допустимые концентрации) превышались в 42 раза! Концентрация сажи - в 7 раз, формальдегида - 3,4 раза, взвешенных веществ - в 2,3 раза. Отмечается рост и по другим веществам: диоксиду и оксиду азота.
По Кемеровскому городскому округу ситуация получше. Здесь среднегодовые концентрации по всем загрязняющим веществам, кроме бензапирена и формальдегида, не превысили 1 ПДК. По бензапирену - 2,8 ПДК, максимальная концентрация в отдельные дни превысила норму в 12,7 раза. А неблагоприятные метеоусловия в области объявлялись 92 раза!
Никто не виноват
Так в чём же причина неблагоприятной ситуации? «У нас не установлена взаимосвязь работы промышленных предприятий с ПДК вредных веществ в атмосферном воздухе населённого пункта. Промпредприятия делают выбросы в соответствии с ПДВ (предельно допустимые выбросы). Эти нормативы устанавливают каждому предприятию индивидуально. И с ПДК вредных веществ в воздухе населённого пункта никак не связаны. Поэтому, с одной стороны, чиновники могут докладывать, что предприятия ничего не нарушают, а с другой - мы дышим грязным воздухом», - поясняет экоактивист и руководитель кемеровской общественной организации «Экология города» Андрей Герман.
«Конечно, плохо, что у нас есть частный сектор, который топит углём. Но важно знать роль каждого загрязнителя (промпредприятия, транспорт, частники) атмосферного воздуха. Это возможно сделать только на основе объективного онлайн-мониторинга за загрязнением воздуха», - продолжает Андрей.
Не закрывать, а контролировать
«Я много раз повторял, что не призываю закрыть предприятия. Они должны работать. Во всём мире в городах есть электричество, горячая и холодная вода и при этом нет проблем с чистым воздухом. Сегодня наши предприятия работают на основе ПДВ. Для каждого источника выбросов устанавливается норматив. Очевидно, что если мы не будем двигаться в сторону снижения этого норматива, то ситуацию не изменить. Ведь сегодня мы, горожане, имеем грязный воздух, пыль, а промпредприятия работают в рамках закона, ничего не нарушают. Так быть не должно», - считает экоактивист.
С загрязнением атмосферного воздуха нужно бороться, утверждает Андрей Герман. Но борьба должна быть в разных направлениях. Это и решение вопроса с частными домами: углём топить нельзя, надо переходить на газ. Это и транспорт: нужно развивать трамвайное движение и сокращать количество автомобилей в центре города. И, самое главное, необходимо решать вопрос с промпредприятиями, помня о десятках тысяч тонн угля, которые они перерабатывают в сутки. А ещё нельзя забывать об озеленении - такая программа должна быть в каждом городе.