Леонид Кузьмин из Инского выиграл в телешоу «Миллион на мечту». Он просил деньги на строительство крытого катка. Но говорил, что миллиона ему не хватит, понадобятся ещё деньги. Нашёл ли он спонсоров и будет ли этой зимой у ребятишек из посёлка крытый каток, выяснил корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Как попал на телешоу?
Анна Иванова, «АиФ в Кузбассе»: Леонид Васильевич, расскажите, как вы попали на шоу «Миллион на мечту»? Как чувствовали себя на проекте?
Снимали передачу 31 августа в Москве. Жара, духота. До полуночи продолжались съёмки, так как готовили сразу три выпуска. Я не волновался, был спокоен как танк. Конкуренты не очень серьёзные оказались. Правда, пару раз комок к горлу подступал. Когда тут в Инском смотрели эфир уже в сентябре, некоторых пробило на слезу, особенно после слов, что для себя мне ничего не надо: машина есть, а здоровья не попросишь.
- В какой передаче вы хотели бы ещё оказаться, а в какую - ни ногой?
- Что уже сделано на подаренный миллион? Получится этой зимой порадовать ребятишек новым катком?
- Этой зимой ещё точно нет. Договор с телепроектом мне прислали, подписал, а денег ещё не было. С главой города договорились, что не буду строить крытый каток. Вдруг с этим ангаром что-то случится, а земля муниципальная, вся ответственность на главу ляжет.
Зимой будет огороженная хоккейная коробка, а летом на ней мини-футбольное поле с резиновым покрытием, баскетбольными кольцами. У детишек сейчас плохое футбольное поле, маленькое, одни ворота. А они любят мяч погонять. Это строительство не уложится в миллион, но из города и области пообещали добавить денег. Спасибо, если помогут.
- В шоу «Миллион на мечту» участвовала девочка из Бурятии и тоже получила деньги. Но власти запретили ей строить висячий мост для посёлка, сказав, что уже ждут финансирование из Москвы. Как вы относитесь к этой ситуации?
- Помню её, в один день снимались, только в разных выпусках. С мамой приезжала, они очень обрадовались, когда деньги дали. Видно, и правда власти пробили финансирование через Москву на этот мост, иначе позорно было бы для них и самим ничего не сделать, и девчонке запретить. А деньги она сможет использовать на другое дело.
Кто помогает активисту?
- Вы уже имели дело с городскими властями? Они помогали в ваших начинаниях?
- В этом году помогли площадку детскую сделать. День шахтёра в Белове был, выделили нашему посёлку на площадку 500 тыс. руб., десять элементов поставили - качели-карусели для развлечений, турники-тренажёры для спорта. Но и мне пришлось походить, договориться насчёт асфальта для площадки, ведь под лежачий камень вода не течёт. А ребятишкам хочется и на роликах погонять, и на самокатах.
- С асфальтом у вас вообще особая история. Правда, что два года назад вы вручную укатали километр дороги в посёлке?
- Когда дорожники ремонтировали междугородную трассу, срезали старое покрытие и складировали его под мостом возле посёлка. А я ещё до этого освоил технологию у своего дома: рассыпал асфальтовую крошку по улице, укатывал легковой машиной и распылял тонким слоем машинного масла. Делал это в жару, чтобы асфальт плавился и схватывался. Вот и в этот раз нашёл телефон подрядчика, заказчика, ездил в Кемерово, убедил их - и привезли в посёлок 50 «КамАЗов» асфальтовой крошки.
Одному участку уже три года, второму два. Движение тут постоянное, в магазин ездят: машины, считай, у каждого есть. Выбоинки появляются - я заделаю ямки весной, и стоит дальше. Главное, с умом подходить - сухой погоды дождаться, а не в лужи крошку засыпать, как нередко бывает.
- Как вам удаётся убеждать людей, ведь все работы выполняются под честное слово, без договоров и расписок?
- Когда я работал водителем, у меня было прозвище Деловой. Я хозяин по жизни. В посёлке Чертинском водопровод сделал, а до этого 40 лет люди без воды жили. Загорелся идеей, обошёл директоров предприятий, никто не отказывал: и трубы, и экскаваторы давали. Я 2,5 км за 3 месяца сделал. И сравните: город 2 км труб целый год тянул. А ведь я простой шофёр, после работы выходил.
Многих, кто сейчас помогает, лично знаю, перевозил им технику. Да и люди уже наслышаны о моих делах, знают, что не только для себя стараюсь.
- Жена ваша не против, что тянете деньги из небогатого пенсионерского бюджета?
- Жена иногда поворчит. Я ведь на машине всё вожу, бензин расходую. А могли бы и рыбку купить или что повкуснее. Но возьмём курицу - и на том спасибо. Не бедствуем, 35 тыс. руб. пенсии на двоих выходит. Но супруга привыкла, сама уже отправляет меня на работу.
- Дети, внуки гордятся вами?
- Двое внуков уже взрослые, в других городах живут. А младшая, солнышко моё, ей 12 лет, конечно, с подружками приходит на горку. Может, и гордятся дедом, но мне не говорят.
Где прокатиться зимой?
- Леонид Васильевич, прославились-то вы прежде всего ледяными горками, которые строите уже девять лет в своём дворе. Поддержу мнение Дмитрия Губерниева, который заметил, что горка - «опасная штука». Случались ли травмы на ваших горках?
- Травмировался только я в прошлом году: решил в феврале подлить горку, но неудачно поскользнулся и сломал ногу. Вообще для меня безопасность на первом месте. Внутри обшиваю всё капитально, чтобы нигде ни за что не зацепиться. Специально для этого купил деревянные панели: если даже ребятишки коснутся боком или ногой, скользнут, вниз уедут, но не ударятся.
Когда сделаю горку, сам обязательно съеду: замечу, где выбрасывает и поворот надо сделать пошире или покруче, переделаю. Пару лет назад меня даже приглашали сделать горку возле нового супермаркета в Кемерове, управился за четыре дня.
- Дорога, ледяные горки, футбольное поле, игровая площадка, водопровод - вот далеко не полный список ваших добрых дел. Не каждый чиновник может похвастать таким. Вам не хотелось бы возглавить посёлок, например, или стать депутатом?
- Не хочу. Каждый должен заниматься своим делом. Мне достаточно того, что я занимаюсь с детьми. Какое там депутатство или руководство? Лучше я потихоньку сам буду делать, зато никому не обязан, никто не мешает мне. Помогают материалами или ещё чем-то - я за это очень благодарен.
- На передаче вы сказали, что своим примером рекламируете повсеместную постройку горок. Но желающих немного. Как думаете, почему?
- Сейчас на всё требуют проект, разрешение. А чтобы просто взял и сделал во дворе или в детском саду, как раньше, - нельзя. Неправильно это, я считаю. Вот, например, один залез на дерево, зацепился и упал. Сразу летит распоряжение: все деревья вырубить. Из-за одного дурака?! Да где это видано?..
Но активисты-последователи всё же есть. Некоторые приходят, интересуются, как лучше построить, как сделать безопасные виражи и т. п.
- Этой зимой горку от дяди Лёни стоит ждать? Что-то новое готовите?
- Да, будет целых две горки, и не во дворе, а на детской площадке. Капитальные, прочные. Сейчас достраиваю каркас. Признаться, большое строительство затеял: сколько материала - трубы, уголки, панели. Если бы какая-то организация строила, наверняка насчитали бы прилично, тысяч триста. А тут всё на инициативе. Спонсоры помогли: кто деньгами, кто материалами, кто пластиковое окно оплатил для вагончика. Наконец у взрослых и детей будет тёплое помещение для обогрева, оно уже готово. Негоже это, что родители топчутся на морозе, когда ребятишки катаются. Можно будет чай пить и в окно за детьми наблюдать.
Моя мечта такая: пока жив, хочу успеть построить спортивный комплекс. Горки для нас, сибиряков, даже важнее катков. Сколько радости у детей, когда катаются! Они общаются, придумывают, как паровозиком зацепиться или ещё что-то. А когда чай пьют, веселятся, обсуждают. Кстати, мне уже два года подряд одна крупная торговая сеть помогает. Однажды директор увидел репортаж обо мне и дал команду привезти килограмм 20 печенья, конфет. Люди и сами приносят чай, сладости. Ведь ребятишки целыми днями здесь на свежем воздухе - перекусят, погреются и дальше бегут кататься, домой не идут.
Каток залью, в прошлом году тоже был. Но одно дело залить - другое чистить, тяжело мне уже поддерживать порядок одному. Поэтому у меня большое пожелание к родителям: находить время и возможность очищать горки и каток от снега. И будет всем радость.