Снова «Листвяжная». Какие выводы сделаны после нового ЧП на шахте

В конце прошлого года «Листвяжная» стала местом трагедии, и теперь здесь опять ЧП. © / Екатерина Волкова / АиФ

Не прошло и четырёх месяцев, как на печально известной шахте «Листвяжная» вновь произошло ЧП. Почему шахты продолжают оставаться «минными полями» для горняков, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

   
   

По плану ликвидации аварии

Утром 22 марта кузбассовцы вновь нервно листали новостные ленты с похожими заголовками: «Из кузбасской шахты «Листвяжная» эвакуировали 142 горняка». Памятуя о недавней аварии, первоначально называвшейся «хлопком», а в итоге унёсшей 51 жизнь, они с трудом верили в безобидность нового инцидента.

«При плановом переводе вентилятора главного проветривания с рабочего на резервный произошла задержка включения резервного вентилятора на 8 минут (по регламенту она может составлять до 10 минут. - Ред.). Находящиеся в шахте работники по индивидуальным приборам газового контроля зафиксировали снижение кислорода и сообщили диспетчеру. Он задействовал план ликвидации аварии и вывел всех людей из шахты. Вызвал ВГСЧ, они полностью обследовали все выработки на наличие газа, газ не обнаружен. Отобрали пробы воздуха. Теперь лаборатория проверяет их, по результатам анализа будет приниматься решение о дальнейшей работе предприятия», - рассказал министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев, назвав случившееся инцидентом и признав, что в выработках произошло «небольшое загазирование».

Вероятнее всего, произошли подвижки в пластах из-за горного давления, и пошёл угарный газ - СО. С нарушениями техники безопасности это происшествие не связано.

Пострадали 12 человек, их увезли в Центр охраны здоровья шахтёров для всестороннего обследования. И хотя диагнозы госпитализированных горняков не назывались, по-видимому, они надышались вредными газами. К слову, в больницу Ленинска-Кузнецкого вызывали токсикологов. Через день-два всех пострадавших обследовали и выписали.

Минимум год

После происшедшего у людей, не посвящённых в нюансы восстановления шахт, возник вопрос: почему так много горняков находилось в выработках аварийного предприятия?

«В нынешнем ЧП на «Листвяжной» я не вижу чего-то экстраординарного, это последствия ноябрьского взрыва и пожаров. Вероятнее всего, произошли подвижки в пластах из-за горного давления, и пошёл угарный газ - СО. Уверен: с нарушениями техники безопасности это происшествие не связано», - считает почётный шахтёр России Фёдор Макеев.

На вопрос, откуда мог взяться газ, который выделяется при горении, собеседник ответил: «Почти все шахты в Кузбассе горят, потому что наши угли склонны к самовозгоранию. Нужно проветривать, заперемычивать, а то и шахту закрывать. После такой аварии в завалах наверняка остался СО». По его мнению, 142 человека на восстановительных работах - это нормально: «Там и 140 человек мало для восстановления предприятия. О том, что там сейчас ведётся добыча, не может быть и речи. На восстановление уйдёт минимум год - всё зависит от разрушений».

   
   
После аварии в ноябре прошлого года в завалах наверняка остался СО. Фото: Пресс-служба Администрации Кемеровской области

Добывать или оберегать?

Тем временем уголь продолжает дорожать, а спрос на него - расти. Как сообщил официальный представитель Ростехнадзора Андрей Виль в своём телеграм-канале, цена угля в Европе бьёт рекорды, увеличившись на 32,9%, а российский уголь в марте подорожал на 27%.

«Держите собственников и администрацию шахт семеро, - сказал он, намекая на возрастающую гонку за тоннами. - В этой ситуации хочется напомнить работникам служб производственного контроля предприятий, что, согласно законодательству, они обязаны обеспечивать промышленную безопасность, а не способствовать улучшению показателей добычи. Не «успешно» проходить проверки уполномоченных государственных органов, а оберегать жизни и здоровье работников».

Работники служб производственного контроля шахт обязаны обеспечивать промбезопасность, а не способствовать улучшению показателей добычи.

«Считаю, должны работать надзоры - контролировать количество добытого угля в сутки, чтобы оно не превышало проектных норм согласно проветриванию, выделению метана и т. д., - говорит Фёдор Макеев. - 20 лет назад в городской техинспекции работало 25 человек, а сейчас - пять. Где ж они управятся? Ведь инспектор должен ходить в шахту чуть ли не каждый день. Должна быть независимая инспекция. И при этом чтобы её работники получали хорошую зарплату».

«Революционные» штрафы

После аварии на «Листвяжной» проходило совещание о ситуации в угольной отрасли Кузбасса, на котором президент РФ поручил ужесточить санкции за нарушения промбезопасности на шахтах. Результатом стал подготовленный Ростехнадзором проект поправок в КоАП, в нём предлагается приостанавливать работу угледобывающих компаний за конкретные серьёзные нарушения - по дегазации шахт, разгазированию и проветриванию выработок, аэрогазовому контролю и др.

Также, как считают в ведомстве, нынешние штрафы за нарушение промбезопасности малы, а инфляция съела их профилактическую роль. Поэтому предлагается увеличить их в два раза, а если на предприятии погибли люди, то с собственников взимать от 10% до 20% выручки, полученной за предшествующий год.

При гибели людей с собственников нужно взимать от 10% до 20% выручки от годовой выручки. Фото: АиФ/ Екатерина Волкова

«Предлагаемые поправки поистине революционные. Одни оборотные штрафы и ответственность собственников чего стоят! Раньше любые подобные предложения рубились на корню», - отмечает Андрей Виль. Если поправки Ростехнадзора примут, они вступят в силу с 2023 г.

кстати
24 марта произошло ЧП в подземных выработках шахты «Осинниковская» (ОУК Южкузбассуголь): из-за внезапного выброса угля и газа обрушилась горная порода. 118 шахтёров поднялись на поверхность, один работник проходческого участка погиб.