Как обезопасить труд шахтеров. Продолжение истории про клятву горняка

В Кузбассе нередко возникают такие мемориалы. © / Екатерина Волкова / АиФ

После публикации материалов о клятве горняка на горячую линию «АиФ в Кузбассе» позвонили несколько ветеранов угольной отрасли региона и негативно отозвались об инициативе принуждать к присяге горняков.

   
   

В чём отличия от врачей?

Новокузнечанин Валерий Брусенцов отработал на ныне закрытой шахте «Байдаевская» более 30 лет. Инициативу кузбасских властей он не одобряет. «Горняк не солдат и не врач. Поэтому названия в виде клятвы или присяги не может быть», - считает Валерий Александрович.

Он вспоминает, как в 1960-х годах по новокузнецким шахтам прокатилась серия взрывов метана. По его словам, причины были в том, что вентиляторы в выработках стояли маломощные и не хватало воздуха для проветривания. Пенсионер говорит, что после тех аварий каждому шахтёру выдали документ - обязательные правила по недопущению взрывов газа метана.

«Эта мера сыграла решающую роль: люди стали относиться серьёзно к метану, как к главному врагу горняка. Считаю, что такие правила должны быть составлены и сейчас, в них должно быть расписано: что должен делать работодатель, а что - рабочие, как контролирует технадзор. Эта тройка должна взаимодействовать и добиваться совместно, чтобы трагедий не было».

По мнению новокузнечанина, врач или солдат могут клясться, потому что от них зависят жизни других людей. А в горняцкой профессии нельзя заставлять работников брать на себя такие обязательства, потому что нередко они не могут их выполнить. «Горняк не может никого защищать. Он даже в ущерб жизни и здоровью нарушает правила, потому что его принуждают хозяева. Это они сокращают средства на необходимую безопасность ради собственной прибыли».

Хоть ты заклянись, но если не созданы условия для безопасного труда, с кайлом против газа не попрёшь.

В то же время пенсионер признаёт: от самих работников тоже немало зависит. Если человек, который контролирует технику безопасности, добросовестный, он не даст произойти аварии. А если будет работать спустя рукава - авария неминуемо произойдёт. «Надуманная эта мера, чтобы свалить с больной головы на здоровую», - резюмирует Валерий Брусенцов.

Кто ответственен за аварии?

Пенсионер из посёлка Малиновка (г. Калтан) Владимир Бочкарёв 36 лет отработал в угольной промышленности на разрезах и 3/4 этого срока был связан с вопросами охраны труда.

Врач или солдат могут клясться, потому что от них зависят жизни других людей. Но нельзя принуждать к присяге горняков, которые рискуют собственными жизнями.
   
   

«Вопрос безопасности труда можно решить только путём возложения ответственности на собственника. В первую очередь - уголовной, во вторую - финансовой. Надо, чтобы бизнесу было невыгодно работать с нарушениями охраны труда. Для этого надо увеличивать штрафы, платежи по соцстрахованию и т. п. И вообще необходимо внедрить на угольных предприятиях комплекс мер, охватывающих оплату труда и обучение работников. Считаю, в зарплате не должно быть такой позиции, как премия. Потому что не должен человек ради собственного существования рисковать на работе», - говорит Владимир Георгиевич.

Пенсионер ещё с советских времён ощущал негативное отношение коллектива - от руководства до рядовых работников - к вопросам охраны труда. За всю его трудовую деятельность был лишь один случай, когда горняки отказались выполнять работу из-за высокого риска несчастного случая.

Какие условия?

«Пускай сначала работодатель даст клятву - обеспечить всем необходимым и платить достойную зарплату. Или все чиновники, начиная с губернатора. А за деньги человек будет соблюдать всё, уж поверьте мне, - говорит почётный шахтёр России Фёдор Макеев, 40 лет проработавший на шахтах юга Кузбасса. - Все знакомые, кто связан с шахтами, от стыда сгорают от этой инициативы. Настолько наивно считать шахтёров за дураков! Они и без того регулярно проходят технику безопасности, их постоянно обучают, плюс сами за собственную жизнь беспокоятся».

Когда в шахтах будет по-настоящему безопасно, тогда можно подумать и о клятве. Фото: ГУ МЧС РФ

На вопрос, почему никто из действующих работников угольных предприятий открыто не высказался против, Фёдор Алексеевич отвечает: «Открыто не выступают, потому что боятся увольнения. Если раньше я как бригадир мог стукнуть по столу кулаком, что-то потребовать от руководства, то сейчас этого не происходит. Потому что сразу выгонят и останешься без работы». Вывод из высказываний ветеранов отрасли такой: от клятвы труд горняков безопаснее не станет. Хоть ты заклянись, но если не созданы условия для безопасного труда, с кайлом против газа не попрёшь.