Сложная экономическая ситуация в стране влияет не только на кузбассовцев, но и отражается на благотворительных организациях и приютах, которые живут лишь за счёт пожертвований. Корреспонденты «АиФа в Кузбассе» побеседовали с куратором кемеровской собачьей передержки «Маячок» Маргаритой Чепурченко о трудностях настоящего и будущего.
С чего начинали и скольких спасли
Анна Городкова, «АиФ в Кузбассе»: – Расскажите о «Маячке»: как давно и с чего начался этот приют? Кому он помогает?
Сейчас у нас 45 собак на передержках в разных районах города из-за того, что всех разместить в одном месте невозможно. Некоторые собаки не уживаются друг с другом, где-то мы будем мешать соседям, а найти большую территорию без денег нельзя – её нужно арендовать или купить. Суммы неподъёмные. К тому же количество не равно качество. Без штата сотрудников невозможно обойти и осмотреть каждую собаку, будь их сотня, убрать за ними, вовремя вылечить и уделить хоть какое-то внимание.
Новое животное мы прежде всего помещаем в карантин, ведь его прошлое неизвестно. Вдруг оно больное? Рисковать остальными нельзя. В это время обрабатываем новичка от блох, глистов, сдаем минимально необходимые анализы, чтобы понимать, с чем имеем дело. Если нет противопоказаний, прививаем и кастрируем собаку и ищем ей дом.
– Как много животных вы спасли? Кто помогает в этом?
– Общую цифру назвать сложно, но за прошлый год, например, мы пристроили 89 собак. К сожалению, поступает гораздо больше, и очень часто это породистые животные, с которыми не смогли или не захотели возиться хозяева.
К счастью, есть другие примеры. Одна семья взяла себе в домашние любимцы шесть наших «подопечных» – пять хаски и одну дворняжку. Все животные живут хорошо и дружат. Ещё дом нашли две наших собаки с ампутированными конечностями – одну небольшую, размером с пинчера, погрызли уличные собаки, вторая лайка попала в капкан. Мы боролись за лапы, но спасти их не удалось.
Передержка существует только за счёт сил и средств неравнодушных людей, которые находят нас в соцсетях или через знакомых. Также мы стараемся устраивать мероприятия, где можно провести время с пользой и удовольствием. Например, проводим в городе благотворительные фотосессии – предлагаем сфотографироваться с собаками-моделями за символическую сумму, которая идёт на нужды, или поучаствовать в благотворительной лотерее.
Нам помогают деньгами, кормами, автоперевозкой, иногда рабочей силой. Нередко студенты и школьники участвуют в акциях по сбору нужностей. Скинуть или вычистить снег, убрать или подлатать вольеры, вычесать собак или поиграть с ними – мы всегда рады помощи, её катастрофически мало.
Сколько нужно денег
– Сколько денег передержкам нужно в месяц, чтобы нормально существовать? И на что эти деньги нужны?
– Ежемесячную сумму сложно посчитать, так как периоды бывают разные. Иногда спокойные, а иногда собаки нуждаются в массовой вакцинации, обработке от блох и клещей или внезапном лечении. Также есть хроники, которым нужно особенное питание и препараты.
В среднем одна вакцина по закупочной цене стоит 500-600 рублей. Обработка от паразитов одной собаки весом 20-40 кг – 1,5-2 тысячи рублей. Собак мы кормим только сухим кормом – варить сейчас некому и некогда, к тому же сварить сбалансированную кашу сложно. Нужно правильно рассчитать соотношение мяса, круп и овощей. На корм для всех собак в среднем (по ещё старым ценам) ежемесячно нужно 45 тысяч и 14 тысяч на спецкорма. Также мы покупаем мясо, которое выступает лакомством, чтобы успокоить особенно бурно реагирующих на гостей псов.
– Зачем вам самой это надо?
– Я пришла в «Маячок» шесть лет назад по «сарафанному» радио. Наверное, сработал юношеский максимализм и желание всех спасти. На тот момент у меня самой собак ещё не было.
Первую породы акита ину (пес из фильма «Хатико» - прим. ред.) мы приобрели с супругом, как только появилось свое жильё. Но через пару лет у меня появилась вторая – лабрадор. Его, весом 17 кг при норме 30 кг, случайно нашли грибники. У собаки отказали почки, и её выкинули умирать. Мы лечили пса восемь месяцев. Оставила себе, так как очень привыкла, к тому же лабрадору было на тот момент уже пять лет – тяжело найти новых хозяев. Третья моя будущая собака, тоже акита, бегала в Новокузнецке. Её выгнали хозяева, и я поняла, почему, только когда взяла на передержку – пёс оказался совершенно невоспитанный. Молодой, требующий внимания, он разнёс весь дом, гадил во всех углах и не слушался. На постоянные кинологические занятия и тренировки потребовался год. Сейчас это почти идеальная собака.
Если честно, знала бы я тогда, что меня ждёт, не осталась бы. Работа волонтёра – это неоплачиваемая работа 24 часа в сутки. Телефон становится третьей рукой. В три часа могут позвонить и сказать, что где-то бегает собака. Часто обижаются и не понимают, почему я ещё не включила бэтмобиль и не выехала туда. Не быть на связи нельзя. Сейчас не могу уйти и всех бросить.
Что дальше и как решить проблему
– Прошло четыре недели с начала спецоперации и ввдения санкций, но россияне уже ощутили на себе их воздействие. Настолько снизилось число денежных поступлений? Каким вы видите будущее приюта?
– Пока сложно сказать в цифрах, потому что на корм и вакцины мы успели собрать до случившегося, и сейчас главной проблемой являются больные животные. На одного из них, Графа, ушло очень много денег – больше 50 тысяч (сейчас их сложно посчитать, пёс поступил давно). Его нашли год назад со старым переломом и долго боролись за лапу, которую в итоге пришлось ампутировать. Ткани после операции очень долго не заживали и сильно воспалялись. Собака два месяца находилась в стационаре с ежедневными перевязками и контролем состояния. Сейчас Граф поправляется и готовится к выписке.
Новых животных брать в таких условиях очень страшно. Я не знаю, что дальше будет. Уже исчезли импортные вакцины. Придётся искать варианты, на чём можно еще сэкономить, хотя кажется, что сэкономили уже на всём.
– Не так давно был принят закон об ответственном обращении с животными, который подразумевает отлавливание бродячих собак, кастрацию и дальнейший выпуск безопасных особей на улицу. Но стай меньше не становятся: недавно люди травили одну в Новокузнецке. Что, на ваш взгляд, на самом деле поможет решить проблему бездомных животных?
Нужно понимать, что на 50 отловленных будет 100 выкинутых. Люди смотрят фильмы и видят красивую картинку: добрый лабрадор-нянька, преданный Хатико, голубоглазый хаски. Но никто не вникает в особенность породы, не хочет заниматься ею. Многие набрали ездовых собак домой, и когда они начали разносить квартиры, выгнали их на улицу.
Также приютам, передержкам и волонтерам полезно было бы сделать бесплатную или льготную кастрацию, стерилизацию и вакцинацию. Когда люди берут животное с улицы, они понимают, где будут его держать и как, но расходы на это нужно сократить.
Ещё крайне важно контролировать «плодильню» на сервисах объявлений. Люди без необходимых знаний, документов и подготовки разводят собак и продают щенков за копейки. Разве человек будет качественно воспитывать питомца, которого купил за 2-3 тысячи? Профессиональные заводчики несут ответственность, во-первых, за психологическое и физическое здоровье продаваемого щенка, а во-вторых, они берут обратно животных, от которых отказались хозяева. Контроль кое-где нужно ужесточать, а закон доработать.