Киселёвск – город, который сложно рассмотреть на карте, потому что он ютится между угольными отвалами и разрезами. Но в последнее время он оказался в центре внимания. Корреспондент «АиФ в Кузбассе» поехал туда, чтобы увидеть всё своими глазами.
В кольце ям
Киселёвск – шахтёрский город, только начинался он именно с шахт. «У нас работало десять шахт, – рассказывает житель города Роберт Чегодаев. – Не было ни грязи, ни пыли, ни взрывов. Практически все они были далеко от города. Я не могу вспомнить, чтобы они вообще приносили нам какие-то неудобства». Постепенно шахты начали закрывать и открывать разрезы. Участок «Коксовый», Вахрушевское поле Краснобродского угольного разреза, участок открытых горных работ шахты 12, разрез «Киселёвский», разрез «Тайбинский», разрез «Октябринский» – вот далеко не полный перечень угольных предприятий Киселёвска. «Я выхожу на балкон и слышу, как на одном из разрезов работают БелАЗы, – рассказывает житель Центрального района Сергей Домрачёв. – Постоянно слышны взрывы. Живём, как на вулкане. Нам за город сходить некуда, в лес выйти… Дачных посёлков не осталось. Элементарно отдохнуть за городом негде!»
Разрезы вплотную подошли к жилым домам. Над городом висит чёрное облако пыли. «Расстояние от отвалов до домов может достигать 150 м!» – возмущается Роберт. Дом, расположенный по адресу Толстого, 1, стоит на фоне огромного отвала Вахрушевского разреза. От подъезда до отвалов метров 250, не больше.
Будет ли желание?
Юрий Манаков |
«Киселёвск исторически – это конгломерат из промышленных предприятий и жилых кварталов, – говорит эколог, член Общественной палаты Кемеровской области Юрий Манаков. – В городской черте работаю разрезы и шахты. Нахождение жилых домов в непосредственной близи от карьеров, отвалов, технологических дорог – это нарушение любых санитарных норм. Люди вынуждены жить в неблагоприятной экологической обстановке: пыль, взрывы, постоянный шум моторов, не говоря уже о безобразно изуродованном ландшафте. За порядком в городе должны следить власти. Кто отвечает за экологическую ситуацию в Киселевске, неизвестно.
Рекультивацию нарушенных земель нужно проводить прежде всего вблизи жилых зон. Причём явно недостаточно проводить на отвале посадку деревьев. Это должна быть территория с рельефом, который органично вписывается в городскую архитектуру. Да, это дорого и хлопотно, но по-другому нельзя. Здесь живут люди, которым нужны парки, аллеи, зоны для отдыха, развлечений, спортивных занятий. По всему миру так и делают. И в самом Киселёвске были замечательные проекты. Так, в 2008 году администрация и разрез «Вахрушевский» договорились засыпать породой старый угольный карьер по дороге в городской район «Красный камень». А затем на этом месте была создана липово-берёзовая аллея с кустарниками. Было бы желание и воля у чиновников заниматься такими вопросами».
Центр Киселёвска стоит на жирных угольных пластах. Это лёгкий уголь. Под домами миллиарды рублей! Только сносить дома и отселять людей власти не торопятся. О проблеме знают. В пресс-службе местной администрации объяснили, что есть ряд муниципальных, региональных и федеральных программ по переселению людей. Подробнее об этом они обещали рассказать в ближайшее время. Угольщики отказались разговаривать с корреспондентом, запросив официальные запросы. Мы ждём на них ответов.
Смотрите также:
- Черная дымка. Как живет город, в котором уголь добывают около домов →
- Наследство шахт. Почему в Кузбассе земля уходит из-под ног? →
- Дело открыто. Как закрытая шахта стала местом преступления →