«Зелёные» активисты в Кемерове бьют тревогу: Сосновый бор, чуть ли не единственная в городе особо охраняемая природная территория, под угрозой — мол, его могут вырубить после нововведений в законе. И местные власти подтверждают: бору действительно угрожает, но... невмешательство. В перипетиях разбирался kuzbass.aif.ru.
Местные законы не соответствуют федеральным
Например, по закону на территории бора, где десятилетия уже функционирует лыжная база, стоит линия электропередач и проложены пешеходные дорожки, нельзя проводить никакие работы. То есть если в здании лыжной базы, допустим, прорвёт трубу, ресурсники не имеют права исправлять протечку. Дорожники не имеют права отремонтировать дорогу. Также по закону в бору нельзя поставить лавочки и мусорки, а они там есть: бор — популярное место для прогулок у кемеровчан, как без элементарных удобств? Парковка, кстати, по действующей редакции закона, тоже нарушает особый режим природного места, как и существующий там пост охраны.
Также федеральное законодательство требует, чтобы решение о создании ООПТ, которое есть у кемеровских депутатов, содержало графическое описание местоположения границ, перечень определённых координат, характеристики места, общую площадь и сведения о кадастровых номерах земельных участков. Большинства данных раньше не было или они были неточными.
Теперь границы установили и условно поделили на три функциональные зоны: зону покоя (114 га), прогулок (253 га) и рекреации (25 га). В них можно будет размещать биотуалеты, урны, скамейки, светильники, кормушки для животных и т. п.; организовывать исключительно экологические тропы и смотровые площадки; проводить спортивные мероприятия (лыжники и так проводят их там регулярно, но фактически незаконно) и, что самое главное, избавлять бор от опасных видов растений, убирать погибшие деревья и выкашивать траву вдоль дорог и троп.
«Внесение поправок, которые вступят в силу с 1 сентября 2025 года, — это необходимость обеспечить правовую охрану и защиту Рудничного бора с учётом рекомендаций биологов по результатам тех обследований, которые были», — поясняет Николай Хаблюк.
За главной тропинкой — заросли
Когда-то бору присвоили статус ООПТ, чтобы сохранить его биоразнообразие. Оно сохранено — в бору живут и растут сотни уникальных «не городских» животных и растений. Но теперь ему угрожают инвазивные, то есть опасные для именно соснового бора виды. Один из них — американский клён, который настолько заполонил пространство кузбасского леса, что молодые сосенки просто не могут пробиться между ним и другой разросшейся травой и неминуемо гибнут. Сосны живут 150 лет. Нынешним кемеровским уже сто, новых деревьев нет. Очевидно, что с бором будет дальше, если не вмешаться.
Крапива и лопухи тут почти «съели» травянистые растения, свойственные именно сосновому бору — всего здесь растёт больше сотни сорных видов. И после саженцев сосен ботаникам предстоит заняться травой.
«Бор должен быть сохранён. Это мы за него будем отвечать: ботаники, экологи. Но он должен быть для людей. Прежде всего люди должны здесь ходить, радоваться, дышать. Это огромный запас чистого воздуха, когда есть сосна. В лесу не допустят того, чтобы стояли перестойные деревья. Почему в Томске Лагерный сад, в Гурьевском районе сосновый бор ухоженные, а мы в центре Кемерова терпим это всё?» — возмущается Андрей Куприянов.
«На глазах идёт деградация бора в полном смысле: и биологическом, и социальном. Все хотят хозяйствовать, а как хозяйствовать? Зонирование нужно», — заключает Андрей Егоров.