Сейчас в столице Кузбасса повсюду растут торговые центры. Но нужны ли они кому-то, кроме коммерсантов?
ТЦ дают рабочие места
Как считает Анна Макобок, ведущий методист отдела библиотечного краеведения Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Фёдорова, городу остро не хватает парковок: «Поток машин за последние несколько лет значительно возрос, и это видно невооружённым взглядом. Печально, что нельзя припарковаться у больниц и поликлиник.
Например, возле детской поликлиники по ул. Тухачевского, около домов 2 и 4, нужно вытаскивать детей из машин либо на проезжую часть, либо в канаву, хотя ширина улицы позволяет сделать парковку. На Кольце, по Бульвару строителей, очень нужен подземный или надземный переход. Также не хватает мест для выгула собак. Недисциплинированные собаководы выгуливают своих питомцев прямо у подъездов, на детских площадках, на школьных стадионах, считай, там же, где дети гуляют».
Предприниматель Анатолий Рябинкин озабочен производственными нуждами: «Мне кажется, нам бы очень не мешало больше понижающих трансформаторных подстанций и точек возможного подключения к системам отопления и водоснабжения. Я сейчас пытаюсь подключить новый магазин к сетям и сталкиваюсь с большими проблемами в этом плане. Такие изменения действительно бы почувствовали многие горожане».
Во-вторых, это конкуренция, и, следовательно, снижение цен на товары. Но считаю, что по-настоящему хорошего торгово-развлекательного центра нашему городу не хватает. Хотелось бы ходить в хороший кинотеатр с современным оборудованием, аквапарк, благоустроенный загородный парк для отдыха на свежем воздухе. Мне кажется, это будет пользоваться огромной популярностью».
Культуры без торговли быть не может
По мнению Валерия Плющева, члена Союза писателей России, научного сотрудника НИИ Межкультурной коммуникации КемГУКИ, Кемерово имеет всю культурную инфраструктуру для развития человека: «Что-то потерялось за последние пару десятилетий: библиотек убавилось, кинотеатров, как и культурных учреждений, а что-то добавилось.
Но главное-то осталось. Желаешь посмотреть нашумевший фильм – пожалуйста. Любишь театр – следи за афишей и смотри любимые спектакли. Восхищаешься изобразительным искусством – посещай выставки в картинной галерее, Доме художников. Мне доводилось ездить с друзьями в Прокопьевск на микроавтобусе на выставку работ Пикассо – было бы желание».
Кирилл Лобур, дизайнер, думает, что в связи с кризисом строительство стало очень дорогим, а коммерческая недвижимость должна приносить деньги: «Строить культурные объекты невыгодно, бесконечные торговые центры сильно распыляют аудиторию, нужно выделяться, чтобы люди приходили к тебе. Хороший пример есть в крупных городах России, некий симбиоз торговли и культуры.
К примеру, в Москве есть арт-завод FLACON, в Новосибирске арт-площадка TRAVA – пространство, в котором есть магазины известных брендов, а есть и творческие мастерские. Тут же проводят выставки и мастер-классы, люди учатся фотоискусству или садоводству (один фермерский кооператив решил сделать огороды в помещении, и теперь любой может прийти и за арендную плату посадить морковку или редиску).
Такие места похожи на торгово-развлекательные центры, но развлечение в том, чтобы посетить своеобразный кружок по интересам. Когда бизнес соединяется с культурой, получается и интересно, и прибыльно одновременно. Сейчас одно без другого жить просто не может».