В кузбасском Междуреченске мужчина оттаскал за волосы девочку-подростка в торговом центре. Виновник объяснил, что школьница обматерила его после замечания, тем самым спровоцировала на агрессию. Как реагировать на наглость детей, «АиФ в Кузбассе» спросил у психолога.
«Меня это зацепило»
В середине сентября в сети завирусилось видео с камер наблюдения, как междуреченец таскает за волосы 12-летнюю девочку в торговом центре. Ситуацию взял под контроль председатель СК РФ Александр Бастрыкин. Суд выписал 48-летнему мужчине административный штраф — 600 рублей. Позже междуреченец опубликовал видео, на котором объяснил свой поступок тем, что девочка его спровоцировала. По его словам, он не раз делал подросткам замечания за то, что они ломали корт. Ему отвечали неприличными жестами и руганью.
«Встретил их на улице, спросил, не ломают ли они больше решётку. Одна поздоровалась, вторая послала матом. Конечно, меня это зацепило. Пошёл за ними в магазин, схватил её грубо. Хотел увести к родителям, но она упала на пол и начала кричать. Сам опешил. Свой поступок не оправдываю. Из-за этого у меня проблемы в семье, во дворе, на работе», — рассказал свою версию участник конфликта.
Банды обнаглевших детей
«Для начала: почему матерятся подростки? Потому что матерятся все — взрослые и дети, культурные и некультурные, образованные и нет. А дети только копируют поведение общества», — говорил Анна Аксенова.
По её словам, ситуации, когда взрослого нецензурно обругал ребёнок, происходят регулярно. Эксперт объясняет это тем, что у детей совсем нет авторитета взрослого в обществе. «Дети перестали уважать собственных родителей, педагогов и всех остальных. До 1990-х годов было: родители — это важно, педагоги — это уважение. Была иерархия в обществе. А потом любой взрослый стал восприниматься как обслуга для ребёнка. Взрослый всё должен ребёнку. Вот что у нас диктует общество», — объясняет Анна Николаевна.
«Если сегодня ребёнок оскорбил, унизил, обидел, ударил взрослого, мы говорим: «Ну, это же ребёнок. То есть вывод: ему можно. А если взрослый человек даёт отпор малолетке, мы говорим: „Ай-яй-яй, так нельзя, это же ребёнок!“ Таким образом мы разрешаем детям дальше совершать насилие над взрослыми», — считает собеседница. По её мнению, если такое попустительство и дальше будет продолжаться, то наступят времена, когда взрослые будут бояться выходить на улицу, потому что там будут ходить банды обнаглевших и беспринципных детей.
Родители боятся наказывать
Психолог рассказала, что не только на улицах, но и в семьях подростки нередко унижают и издеваются над близкими. Недавно к ней за помощью обратился отец 15-летнего подростка. Родители развелись пять лет назад, ребёнок остался с матерью, в школе стали жаловаться, что не могут с ним справиться, и мужчина забрал сына к себе. Подросток творит дичь: плюёт отцу в лицо, материт, режет колёса на машине, бьёт стёкла. Последний вопиющий случай: завалился ночью пьяным домой и помочился на спавшего отца. Разумно и спокойно реагировать на такое поведение вряд ли кто-то сможет. Т.е. подросток намеренно провоцирует взрослого на агрессию, говорит открыто: «Если я тебя не посажу, то до суицида доведу. Мне нужна твоя квартира».
«И все воспринимают: он просто сложный подросток, который тяжело переживает развод. Нет, он осознанно издевается и вымогает имущество. И он реально посадит отца, если тот не начнёт себя защищать. Сегодня он „несчастный“ 15-летний ребёночек, а через три года станет совершеннолетним, и то, что он вытворяет сейчас, закрепится в поведении», — рассказывает специалист.
По её словам, немало таких примеров, где дети угрожают родителям: «Ты заставляешь делать уроки, а я рукой ударюсь об ванну, скажу, что ты меня избиваешь — тебя посадят». Как итог, многие родители боятся ругать и наказывать детей, потому что они угрожают, что пожалуются в органы, и их посадят.
Как вести себя с матерщинником?
Анна Аксенова объяснила, почему взрослые зачастую агрессивно и неадекватно ведут себя в ответ на мат и ругань подростка: «Когда вдруг воспитанное нашим обществом чадо его послало куда-то, то у взрослого идёт возмущение, агрессия, обида. Многие в таких ситуациях впадают в острое шоковое состояние, в котором не контролируют себя. Я не оправдываю такое поведение. Но, подчёркиваю: это именно шок».
По мнению Анны Николаевны, закон должен быть такой: если ребёнок позволяет себе провокацию с целью вывести взрослого из себя, то должен быть наказан. Она считает, что пора вводить статью за подстрекательство в отношении таких детей.
Пока же мы видим, что взрослые из конфликтов выходят униженными, а дети — героями. И последствия разрушительны для обеих сторон. «У этого мужчины, оскорблённого, наказанного, которого ещё извиняться заставили, возможны две реакции: либо в депрессию впадёт и запьёт, либо так возненавидит детей, что больше ни к кому не подойдет, даже если он будет умолять о помощи. А девочка сделает вывод: подстрекать, оскорблять и посылать можно. Станет героиней для сверстников, получит толпы поклонников и последователей. Ещё и почувствует себя великим блогером, который наказывает агрессивных мужиков. А в будущем мы получим поколение отъявленных отморозков».
Нет совести? В психбольницу!
В комментариях под резонансными конфликтами с подростками люди пишут, что надо снимать такие случаи на камеру. Эксперт не видит в этом смысла: «Для чего? Чтобы выложить в интернет? Так это только повод для гордости: будет хвастаться перед сверстниками, как уделал взрослого дядьку. Чтобы в полицию отнести? А там только вызовут родителей и накажут их штрафом».
На вопрос о том, что будет делать психолог, если такого обнаглевшего подростка приведут к ней на приём, Анна Аксенова отвечает: «Приводили, и не раз. Современные методы воздействия рассчитаны на детей, которые нормально развивались, у которых есть совесть, внутренние позитивные ценности. Смысл терапии такой: ребёнка пристыдили — и он успокоился. Но на большинство обнаглевших детей ни одна психологическая методика не действует, и нет лекарств. Раньше таких отправляли на исправление в трудовые лагеря, сейчас их нет. Поэтому отправляю к психиатру. Как правило, их кладут на лечение в психиатрическую больницу. Страх и изоляция действуют, но не на всех». Либо, как альтернативу, психолог предлагает закрытые школы со строгими требованиями и режимом (по типу суворовских училищ и женских гимназий): «Чтобы находились там, пока не научаться уважать окружающих».