Ещё весной губернатор ввёл режим ЧС на оставшемся в наследство от угольщиков отвале возле посёлка Апанас в Новокузнецком районе. Но рукотворная гора продолжает жить своей жизнью - гореть, дымиться, взрываться. Подробности выяснил корреспондент «АиФ в Кузбассе».
Выгорело и обрушилось
Под вечер 20 ноября деревенскую тишину нарушили два громких хлопка, похожих на взрывы. Напуганные жители крайних домов Апанаса выскочили на улицу и увидели густой дым над отвалом.
На следующий день на месте происшествия побывали специалисты МКУ «Защита населения и территории Новокузнецкого района» и общественный инспектор Росприроднадзора Николай Метальников. Они обнаружили, что на блоке № 5, где ведутся работы по тушению отвала, частично обрушилась порода.
Через три дня приехали проектировщики работ по тушению пожара, представители Росприроднадзора и местной власти. «Комиссия установила: из-за пожара часть отвала внутри выгорела, под тяжестью верхних слоёв произошло частичное обрушение. Решено ежедневно продолжать осмотры отвала и проводить аэрогазовые замеры воздуха», - сообщил замгубернатора по промышленности, транспорту и экологии Андрей Панов. В начале ноября он объяснял, что во время тушения идёт повышенное парообразование и выброс из недр продуктов горения.
Проверку в связи со сходом горной породы также начала прокуратура.
«Слоёный пирог»
Эта гора отходов угледобычи, сваленная ещё лет 30 назад и даже успевшая зарасти травой и молодыми деревцами, вздумала гореть. И с каждым годом всё сильнее. Местные жители забили тревогу, опасаясь, что огонь дойдёт до деревни.
По словам учёного, такая технология укладки породных отвалов известна давно, но она редко проводится: глину надо везти, а это далеко и дорого, авось не загорится. Последствия этого «авось» мы сейчас и наблюдаем в Апанасе. «Раньше отвалы часто горели на террикониках практически всех шахт. Затем оттуда брали красный камень - горельник - и отсыпали им дороги. Следует отметить, есть ещё в Кузбассе шахты и разрезы, где технология отсыпки карьеров соблюдается. По всей видимости, надзорные службы не потеряли бдительность, - рассказывает Витаутас Валентинович. - Сейчас такое внимание уделяется пожарам, благодаря тому что люди больше озабочены вопросами экологического благополучия, нежели раньше, и не боятся об этом говорить».
Разбирать или поливать?
В октябре глава Новокузнецкого района Андрей Шарнин разместил в соцсетях фотоотчёт о тушении отвала, сопроводив комментарием, что очаги нагрева поливают из пожарного рукава, а столб воды под 100 метров высотой охватывает большую площадь. У местных такой способ вызывает сомнения, они просят, чтобы отвал разобрали и увезли горящую породу.
По словам профессора Сенкуса, есть два способа тушения «огнедышащих гор». «Первый - пробурить скважины, залить воду с глиной, антипирогенами, чтобы ограничить доступ воздуха. Но для этого нужен постоянный геоэкологический мониторинг на отходящие газы и температуру по площади отвала с помощью газоанализаторов и тепловизоров. Второй способ - разобрать отвал и потушить место возгорания. Однозначно сверху поливать отвал - усугубить ситуацию, толку от этого мало». По мнению эксперта, заиливать места пожаров через скважины экономически выгоднее, чем делать разборку отвала, ведь это миллионы тонн породы, для складирования которых ещё и место надо отыскать. «Самое выгодное - изначально соблюдать технологию укладки отвальных пород», - убеждён профессор.
Витаутас Сенкус предлагает вскрышными породами (не дожидаясь горельника) отсыпать дороги до деревень и городов. Природных отвалов на юге Кузбасса хватит, чтобы отсыпать хорошую стратегическую дорогу хоть до Барнаула, хоть до Кызыла, всего 150 км напрямую».
В Киселёвске ЧС отменили
Помнится, режим ЧС по весне вводился на двух «огнедышащих горах». Вторая находится в Киселёвске, и о её состоянии ни слуху ни духу. Лишь недавно жители Суртаихи предположили, что в озеро сваливают породу с горящего отвала. Андрей Панов заверил, что ситуация на водоёме не связана с ликвидацией горения на отвале породы горного отвода шахты «Красный Кузбасс». Он рассказал, что в Киселёвске работы по локализации очага самонагревания в целом завершены и режим ЧС там был снят ещё 23 июля.
«На территории Тугайского лога для изоляции очагов пожара была произведена глиняная насыпь толщиной около 5 метров. Перевезено 140 тыс. м³ глиняной массы. По результатам газовой съёмки и замерам температуры опасность для окружающих населённых территорий отсутствует. Следующую тепловую и газовую съёмку планируется выполнить весной 2021 года с оценкой динамики снижения температуры в глубине насыпи», - прокомментировал отмену режима ЧС в Киселёвске заместитель губернатора.