В начале марта Сергей Цивилев заявил, что 11 муниципалитетов области из 28 участников завершили программу переселения граждан из жилья, признанного аварийным до 2017 года. Среди счастливчиков - Белово, Краснобродский, Междуреченск, Мыски, а также Кемеровский, Ленинск-Кузнецкий, Новокузнецкий, Прокопьевский, Промышленновский, Юргинский и Яшкинский муниципальные округа.
8000 человек в очереди
Мариинский округ завершит выполнение программы. По данным областной администрации, площадь жилья, признанного аварийным до 1 января 2017 года и подлежащего сносу или реконструкции, в Кузбассе составляет 477,5 тыс. кв. м - это 1339 многоквартирных домов. Всего по программе переселения осталось расселить 176 тыс. кв. м (почти 37%) аварийного жилищного фонда. С начала действия программы в новые дома переселили 15 346 жителей региона (за 2022 год - 6306 человек). Ещё 8039 человек планируется расселить в соответствующее современным требованиям жильё не позднее конца 2024 года.
«Принято решение ускорить реализацию региональной адресной программы - сдвинуть сроки с 1 сентября 2025 года до конца 2024-го. Это важно, потому что речь идёт о качестве жизни тысяч жителей Кузбасса», - подчеркнул губернатор Сергей Цивилев.
И даже в суд
Однако не всем удаётся легко переехать: кемеровчанке Оксане Якушевой даже пришлось судиться, чтобы получить положенную сумму. В 2018 году женщина купила барак на улице Луганской за 575 тысяч и переехала туда с двумя детьми. Она получила материнский капитал, и старый деревянный дом на двух хозяев оказался лучшим решением. Места всем хватало, только были проблемы с вы гребной ямой. Оксана прожила в нём три года, прежде чем получила письмо от администрации о переселении.
«Меня уведомили, что выкупят дом за 575 тысяч, потому что по новому закону аварийное жильё теперь выкупают по цене из договора купли-продажи. Я категорически была не согласна с этим: родился третий ребёнок, а сейчас за такие деньги я ничего не смогла бы купить. Соседи получили компенсацию исходя из рыночной оценки, а на меня уже якобы распространялся новый закон. Обратилась к юристу и судилась с администрацией почти полгода», - рассказывает Якушева.
Суд она выиграла, и чиновникам пришлось выплатить многодетной матери положенную рыночную стоимость - 1,6 млн вместе с убытками. Оксана нашла дом на Бутовке: меньше предыдущего и дальше от детского сада и школы, но других вариантов особо не было. Дом брали с учётом будущего ремонта, но кемеровчанка потеряла супруга и пока не знает, как справится со сложностями.
Новый дом не панацея
Пару недель назад в группе «ВКонтакте» «Инцидент Кузбасс» подписчица из Юрги анонимно выложила фото мокрых стен и написала, что год назад получила ключи от квартиры на ул. Ленинградской, 32, по программе переселения и сразу столкнулась с проблемой: «Ровно год у нас течёт крыша, и никто ничего не предпринимает, только отписываются и друг на друга сваливают ответственность за этот беспредел: застройщик на управляющую компанию и наоборот. Мы просто в отчаянии. В квартирах (и в моей в том числе) нет света в некоторых комнатах, потому что его страшно включать из-за воды».
Администрация Юрги на это ответила, что за период эксплуатации указанного дома на самом деле выявлен ряд скрытых дефектов. В рамках гарантийных обязательств застройщик должен устранить протечки кровли с апреля до конца мая. Выходит, программа работает, но осадочек остаётся. Кто знает, какие ещё истории переселения мы услышим до 2024 года.