«Живём на угле, дышим угольной пылью, но многим это кузбасское „богатство“ не по карману», — с начала 2025 года эта фраза стала вновь актуальной в регионе.
После праздников люди пришли заказывать топливо и узнали, что сортовой уголь по льготной цене им не продадут.
В два раза дороже
Уголь делится на два типа — рядовой и сортовой. Первый, неотобранный, с кусками и сыпью, стоит в Кемерове 1406 руб. за тонну (по цене, утверждённой РЭК). А отборный сортовой горит лучше, тепла даёт больше, его цена — 2206 руб. за тонну. Однако по цене РЭК сортовой в Кузбассе больше не отгружают. В продаже он есть, но по 4400-4500 руб., то есть по коммерческой цене.
В Минугля объясняют: «Крупнейшие поставщики угля информировали о возможности поставлять в 2025 году уголь только в рядовом виде, так как цены на сортовой уголь в пределах социального норматива потребления не покрывают себестоимости добычи, сортировки и транспортировки».
В РЭК та же песня: «В связи со сложной экономической ситуацией угольные компании не могут отгружать сортовые марки по льготной цене».
Повышают не от хорошей жизни
Но компании вынуждены снизить объёмы добычи, что повлекло рост затрат на производство.
«Получается, что пропадает источник поступления доходов, за счёт которого предприятия ранее могли удерживать цены для населения. Именно поэтому и дорожает наш кузбасский уголёк — поставщики делают это не от хорошей жизни, они вынуждены повышать цену, чтобы не обанкротиться», — резюмирует Андрей Панов, уверяя, что льготы всем 44 категориям кузбассовцев сохраняются.
По закону спроса и предложения
Экономист отмечает, что на экспорте отражаются и санкции к угольным компаниям. По его наблюдениям, с учётом санкций, роста тарифов, увеличения налога на добычу полезных ископаемых и введения экспортных пошлин угольщики переориентировались на внутренний рынок и снизили добычу до 196 млн тонн (запланировано было 212 млн тонн).
«Ну а с учётом закона спроса и предложения, если предложение уменьшается — начинает возрастать цена, что мы и видим в настоящий момент, — отмечает Евгений Харлампенков. — Кроме того, компания „ЭльгаУголь“, ведущая добычу в Якутии, после строительства порта в Охотском море планирует отгружать на экспорт 45 млн тонн коксующегося угля, при этом с более низкими логистическими затратами. Тогда для угольных компаний Кузбасса наступят очень непростые времена. И естественно, свои потери они будут компенсировать за счёт внутреннего потребителя».