Польза от отходов. Сколько денег можно выручить за сданный мусор

На проспекте Советском в Кемерове уже давно стоят контейнеры для раздельного сбора мусора. © / Наталья Исаева / АиФ

В Кемерове постепенно формируется культура раздельного сбора мусора: во дворах стоят сетки для ПЭТ-бутылок, на центральных улицах появляются отдельные контейнеры для стекла и бумаги, работают пункты приёма. В некоторых из них за сданную стеклотару и макулатуру можно получить деньги.

   
   

Корреспондент «АиФ в Кузбассе» сдала 17 кг макулатуры в пункт приёма и получила ровно 12 рублей. Мы разобрались, есть ли польза в раздельном сборе вторсырья.

Килограммы в рубли

Каждый пункт работает по своим расценкам. Нам «посчастливилось» сдать макулатуру по 70 коп. за килограмм. В других организациях, как выяснили позже, средняя цена за 1 кг – 4-5 руб. в зависимости от вида: белая бумага стоит чуть дороже книг и газет. Но территориально они находились дальше, поэтому изначально мы их даже не рассматривали. Решили сэкономить на такси. «Мы несли на себе кучу газет и журналов, чтобы заработать 12 рублей! Надо было выбросить этот хлам в ближайшую мусорку. На что деньги потратим?» – язвил брат, который помогал с доставкой.

«Невыгодное это дело. Увозила 40 кг газет прямо на завод, который перерабатывает макулатуру. Заработала около 200 руб. На работе тоже периодически сдаём макулатуру. Не помню, чтобы получали за это больше тысячи рублей, хотя увозим в небольшом грузовичке несколько объёмных коробок, битком набитых картонным и бумажным мусором», – рассказывает кемеровчанка Анна Сергеева.

Новокузнечанка Ольга Полякова тоже считает свой опыт сдачи макулатуры неудачным. «За много лет на лоджии скопилось около 100 кг журналов. И вот два года назад мы решили их сдать на переработку. Нашли самый дорогой пункт приёма, который находился на другом конце города, в промзоне. Загрузили полный багажник. Приезжаем туда, а перед нами две газели в очереди. Разгружаются сами, вручную. Прождали полчаса первую. Вторая нас пожалела, потому что мы были с ребёнком, и пропустила вперёд. Заплатили нам около 400 руб. Если посчитать, сколько потратили на бензин туда-обратно, выходит ещё меньше. Для себя сделала вывод: больше не будем сдавать макулатуру», – рассказывает женщина.

Как сортировать?

Куда-то везти мусор, чтобы сдавать его за деньги, невыгодно. Но польза в другом: стекло, пластик и другое вторсырьё не будет занимать место на полигонах. Возможности для сортировки, как оказалось, в областном центре есть: в разных районах города стоят контейнеры для раздельного сбора вторсырья и работают пункты, где принимают его бесплатно. Раз в месяц активисты движения «ЭкоКемерово» проводят общегородское мероприятие «Экодвор». В одно место горожане могут привезти рассортированные макулатуру, стекло, пластик, жестяные консервные банки, батарейки. Волонтёры потом развезут это переработчикам и заготовителям.

«Экодвор – это всероссийский проект. Изначально под­разумевалось, что жители сами будут организовывать в своём дворе экологический праздник: сортировать вторсырьё и затем сдавать его на переработку. В идеале подобное мероприятие может проходить по инициативе самих горожан сразу в нескольких районах. На мой взгляд, это шаг к чистой планете. Ведь мусор не будет копиться на полигонах и отбирать территории у лесов, полей и т. д. Мы пока не практикуем формат двора, а раз в месяц проводим общегородское мероприятие», – рассказывает куратор «Экодвора» Ольга Терлецкая. Первая акция прошла 30 июня 2018 года. Как отмечает Ольга, обычно участниками становятся 50-70 человек.

   
   

«Я к раздельному сбору вторсырья пришла год назад. У меня дома три небольших контейнера: в первом – мусор, который в нашем городе не принимают для вторичной переработки. Во втором – ПЭТ-бутылки, жестянки, алюминий. Для них сейчас во дворах стоят отдельные сетки. В третьем – то, что я могу принести на «Экодвор». За день до мероприятия сортирую мусор из третьего контейнера по пакетам – это буквально полчаса работы», – рассказывает о своём опыте ещё одна участница движения «Экокемерово» Анастасия Черепахина.

Мусор девушка не продаёт, а сдаёт бесплатно. Как отмечает волонтёр, в этом вопросе важны не деньги. «Хочется максимально сократить появление мусорных свалок. Было бы хорошо, если бы перерабатывали 80% отходов. У нас, к сожалению, меньше. Не хватает и контейнеров для раздельного сбора вторсырья. Если для пластика первой и второй категории контейнеры стоят практически в каждом дворе, кое-где есть пункты приёма стекла и железа, то с той же макулатурой сложнее. Контейнеров не так много. Но радует, что пусть медленным шагами, но мы всё же движемся в этом направлении», – говорит Анастасия.

В чём польза сортировки?

К. т. н., преподаватель КузГТУ Елена Ушакова объясняет, что в бытовом мусоре содержатся материалы, которые можно и нужно перерабатывать. «Возьмём, например, стекло. Во-первых, оно практически не разлагается в окружающей среде. Во-вторых, температура для его производства может достигать до 1600°С, процесс стекловарения растягивается до 24 часов – это серьёзная затрата энергетических ресурсов. При этом, если мы используем вторичную стеклотару, выплавка может начинаться при температуре 400-600°С, и процесс ускорится. Из вторсырья производят, например, стекловату, интерьерное стекло, жидкое стекло и т. д.», – рассказывает эксперт.

Как отмечает Елена Ушакова, складирование пластика на полигоне ещё опаснее: если стекло загрязняет окружающую среду только своим присутствием, то пластик при разложении ещё и выделяет вредные вещества, в том числе микропластик. «Переработка пластика – это ещё и экономия нефтепродуктов, которые являются сырьём для него. Переработка макулатуры сохраняет леса, ведь бумагу производят из древесины. Сегодня люди начинают подключаться к сортировке мусора. Но, на мой взгляд, есть сдерживающие факторы. Во-первых, не все готовы отдельно дома складывать бумагу, батарейки и т. д. – нужно приучать. Во-вторых, нужно больше рассказывать о том, какие предприятия и как перерабатывают отходы, чтобы все понимали, что мусор потом не сваливают в общую кучу, а производят из него что-то полезное», – считает экс­перт.