Помощь переселенцам. АиФ открыл проект «Обыкновенные герои»

Новый проект поможет беженцам из Украины, ДНР и ЛНР. © / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

В пресс-центре издательского дома «Аргументы и факты» презентовали новый социально значимый проект «Обыкновенные герои», который реализует благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце». Это происходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

   
   

Расскажем о важном

Жителям новых российских регионов, которые на своём опыте понимают, что такое ужасы войны, помогут полезной информацией. За 17 лет существования фонд «АиФ. Доброе сердце» потратил почти 1 млрд рублей на поддержку 10 тысяч семей. За это время, конечно, удалось накопить серьёзную информационно-правовую базу. Вся эта нужная и важная информация доступна по адресу: https://assistance.aif.ru/.

Проект «Обыкновенные герои» в качестве маршрутизатора даст ответы на насущные вопросы беженцев. Например,

- как оформить российское гражданство;

- как получить пенсию, пособие на ребенка или материнский капитал;

- как устроиться на работу и оформить самозанятость;

- где переучиться востребованную специальность;

   
   

- где могут получить помощь психологов люди, пережившие потерю близких.

Двадцать историй

Марина Мишункина, 1-й заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты», объясняет, что проект придумали для того, чтобы мир стал чуточку добрее: «С начала возникновения кризиса на территории Украины в Россию переехали от 3,8 до 5,5 млн человек – это половина населения такого огромного мегаполиса, как Москва. Большинство беженцев – женщины и дети. Напомню, что фонд «АиФ. Доброе сердце» с первого дня своего существования помогал в основном тяжело больным детям».

Также проект «Обыкновенные герои» расскажет истории конкретных людей (это 20 семей), которые выжили вопреки всему и строят своё семейное счастье на новом месте. Марина Мишункина говорит, что это самые обычные люди из разных российских городов. Правда, пока их фамилии не называют, но, возможно, в будущем получится познакомиться с ними поближе.

Марина Мишункина объясняет, что проект придумали для того, чтобы мир стал чуточку добрее. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Кто приходит на помощь

Основную помощь беженцам оказывает государство, но очень важна помощь и волонтёров, НКО, общественных организаций, СМИ.

Владимир Абрамов, замруководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека РФ, рассказывает, что с февраля прошлого года к ним обратилось 21 600 человек, которые написали более 5,5 тысяч обращений. Оперативно решили более 9,5 тысяч обращений. Основные проблемы были в первые полгода, когда поток беженцев был на самом деле большой. С начала СВО была создана рабочая группа, которая круглосуточно рассматривает эти обращения и принимает решения за сутки.

Вначале, как говорит Владимир Абрамов, в основном обращались по вопросам эвакуации, пересечения границ, выплат единовременной материальной помощи.

Бывало и такое, что родственников случайно делили по разным пунктам, так как эвакуация была массовой. Поэтому решали и эти вопросы. Сейчас обсуждаемая тема – компенсация за утраченное жильё и пенсия.

С февраля прошлого года к Уполномоченному по правам человека обратилось 21 600 человек. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Запросы беженцев по мере их обустройства в новой стране и на новом месте меняются. Валентина Перехватова, директор департамента фандрайзинга Российского Красного креста, объясняет: «Когда люди приезжают, первые их потребности – это еда, вода, лекарства, одежда. Сперва мы, как и все, оказывали беженцам и переселенцам прямую гуманитарную помощь. Потом поняли, что такая логистика отнимает много времени, сил и денег. Тогда мы и перешли на ваучерную помощь беженцам и переселенцам. Это ваучеры в магазины, где человек может купить то, что ему действительно нужно».

Запросы беженцев по мере их обустройства в новой стране и на новом месте меняются. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Наталья Еремичева, руководитель московского церковного штаба помощи беженцам, добавляет, что также актуальна и востребованна помощь репетиторов: «Дети, которые выбираются из территорий, бывших ранее под Украиной (в ДНР и ЛНР дети 8 лет учились по российским учебникам), русского языка не знают. А русский и украинский имеют огромные различия в грамматике. Некоторые дети, может быть, и решили бы задачу по математике, но не могут понять ее условий. В школу детей беженцев берут с потерей года. У нас сейчас с такими ребятами работают в онлайн режиме 220 репетиторов со всей России, но этого мало».

Актуальна и востребованна помощь репетиторов. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Систематизация помощи

Получается, что первыми помощниками беженцам становятся волонтёры и правозащитники, а уже потом включается государство, оформляя нужные документы и пособия. Работают и журналисты, которые рассказывают людям, что сделать. Чтобы информация не была разрозненной, проект «Обыкновенные герои» её систематизировал.

Светлана Горбачева, директор благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце», объясняет, что у фонда есть несколько проектов помощи беженцам: «Информацию о возможности получить поддержку профессиональных психологов, юристов и волонтёров мы распространяем через ресурсы фонда и газету «АиФ». Поток поступающих к нам обращений – лишнее подтверждение того, что наша работа очень нужна людям».

Так как российское законодательство, в том числе касающееся беженцев, меняется очень быстро, Светлана Горбачева считает важным быть в курсе изменений: «Что делать, если беременную женщину не берут в роддом без полиса ОМС? К кому обращаться, если ребёнка не хотят записывать в школу? Мы в фонде это знаем и готовы поделиться информацией со всеми желающими».

В 2022 году сотрудники фонда обработали более 1 900 обращений от семей беженцев. Более 700 обращений они маршрутизировали через чат-бот (с начала этого года маршрутизированы 314 семей). Специалисты продолжат и дальше работать в этом направлении.

Светлана Горбачева считает важным быть в курсе изменений. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий