Новокузнечанин Сергей Ерофеев, писатель, педагог и путешественник, увлекается историей промышленного освоения Кузбасса и считает, что такой туризм может стать изюминкой нашего региона. Наш герой уверен: в Кемеровской области всегда было и есть что посмотреть.
Уникальные находки
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Сергей, в прошлом году вы стали почётным дарителем Кузнецкой крепости. Что же такого интересного вы подарили музею?
Традиционно в конце года сотрудники музея провели итоговую выставку «Спасённая реликвия», где представили новые поступления в фонды. Здесь и бытовая утварь, и инструменты конца XIX - начала XX вв., находки, связанные с историей золотых приисков, кузнечным ремеслом, образцы раннего чугунного литья первых железоделательных заводов Кузбасского региона, монеты.
Истории находок самые разные. Часто люди приобретают дом, дачу и находят на чердаке, в сарае, подвале старинные, вышедшие из обихода вещи. Бывает, передают фотографии, документы из семейных архивов, чтобы сохранить их для будущих поколений. То же касается книг, газет, журналов. Часто предметы требуют реставрации. В среднем в год музейные фонды пополняются на 250-300 единиц хранения.
- Расскажите подробнее о совместном с музеем проекте по спасению вагонетки из штолен Тельбесского рудника. Она наверняка тоже займёт почетное место в музее…
- Тельбесское месторождение сыграло важную роль в развитии металлургии нашего края. Оно известно с начала XIX века. Основные разведочные работы до революции осуществлял Копикуз. С 1926 по 1942 год тельбесская руда шла в домны Кузнецкого металлургического комбината. В 1948-м рудник был законсервирован и с тех пор представлял интерес лишь для любителей истории, искателей приключений да охотников за металлом.
Осенью 2020 года мы с командой Кемеровского регионального отделения Русского географического общества обследовали очередной участок выработок. Нам повезло: в скалах на склоне оврага мы нашли вертикальный колодец около метра в диаметре, уходящий в глубину примерно на восемь метров. Внизу обнаружили полузасыпанный коридор и рельсы. Перед последним завалом лежал кузов старой вагонетки. Находка оказалась уникальной. Это последний известный сохранивший вагонеточный кузов - из тех, что использовались на предприятиях Кузбасса в эпоху индустриализации и в военное время. А изготовлена вагонетка была, вероятно, ещё до революции. Мы стали готовить проект по спасению вагонетки.
Для начала раскопали завалы. Перекидали несколько кубометров грунта сапёрными лопатками - с другим инструментом было не подобраться. Вручную переместили вагонетку под колодец. Было непросто - тесное пространство, вес около 250 кг. Со второго захода с помощью ручной лебёдки подняли её наверх. Пришлось расчистить старую туристическую тропу от веток и кустарника и вручную же, на волокуше, как бурлаки на Волге, тащить вагонетку к броду через реку Тельбес. У переправы погрузили её на машину и вывезли в город. На всё ушло около двух месяцев! Теперь готовим экспонат к установке на территории Кузнецкой крепости. Устанавливать будем на родные рельсы, которые ещё предстоит извлечь из штолен. Безусловно, изучение территории рудника мы будем продолжать и в дальнейшем.
Узнать и защитить
- Кузбасс больше промышленный регион. Как думаете, будет ли интересна история его промышленного освоения туристам?
- Индустриальная «начинка» может стать изюминкой нашего региона. Промышленный туризм, в моём понимании, это о познании, личных открытиях. Необходимо заинтересовать человека, обеспечить зрелищность. Предоставить возможность своими глазами увидеть производственные процессы. Возьмём ту же Кузнецкую крепость. Воссоздали процесс получения кричного железа - так коренное население Кузбасса выплавляло металл. Получилось же!
Процесс можно посмотреть воочию. Думаю, наверняка интересно бы было увидеть, скажем, водяную мельницу. Или познакомиться с принципом работы домны. В Новокузнецке есть дореволюционный промышленный объект - ликёро-водочный завод, существующий с начала XX века. Сохранились корпуса, отдельные технологические линии. Потенциальным туристам всё это интересно было бы посмотреть.
К сожалению, мы продолжаем терять интересные исторические объекты. Так, в Новокузнецке в этом году снесли здание бывшей мануфактуры Красимовича, в аварийном состоянии находится дом купца Васильева на Народной, где располагалось местное представительство Копикуза. Есть и другие примеры. Если всерьёз говорить о туризме, это необходимо сохранять, где-то даже воссоздавать среду. Если же упор делать на природные красоты (их в Кузбассе немало, это не только Шерегеш), то и тут есть свои сложности.
Люди губят
- Вы говорите о вандализме?
- И о нём тоже. Скажем так, нужно заботиться о безопасности - посетителей, местных жителей и, конечно, самого объекта. Местный туризм сейчас активно и широко пропагандируются, координаты объектов любой желающий может найти в Сети. Хорошо ли это?
Возьмём, например, Колчаковский ров - он же Кузедеевский разлом. Сейчас это место паломничества сотен и сотен людей. В эпоху моей юности о нём мало кто знал, кроме местных жителей. Я ещё помню, как он выглядел до обретения популярности. Сейчас там прорубили ступени, на стенках нацарапаны надписи, всё истоптано, мусор. Единственная охрана этого объекта - статус заказника, а значит, любой приезжий волен здесь делать всё, что ему угодно. За руку никто не поймает. Да и ловить не будет.
Тот же Тельбес - у озера разрастается свалка, скалы исписаны краской! В 2020-м местные жители начали перегораживать дорогу цепями и брёвнами, и я их прекрасно понимаю. К тому же гора живёт своей жизнью - бездумно лазать по штольням я категорически не рекомендую. А ведь там, судя по меткам, даже квесты проводят. Кто за этим следит?
Раньше, чтобы посетить какой-то действительно интересный природный объект, пришлось бы прийти в турклуб. Там бы на тебя посмотрели и трижды подумали, стоит ли брать с собой. Либо, как вариант, библиотека, двухкилометровка и самостоятельный поиск «в поле». Сейчас всё, к сожалению, проще: забил координаты в навигатор, сел в авто - и вперёд.
Безусловно, простых решений у этой проблемы нет. Возможно, некоторым сложным объектам передача в частные руки для целей развития туристического бизнеса пошла бы только на пользу.