Реформа или коллапс. Автобусы в Новокузнецке встали

Горожане совсем не понимали, какой маршрут выбрать. © / Инна Сергеева / АиФ

18 ноября в Новокузнецке не опоздали на работу только те, кто добирался на собственной машине или шёл пешком. Люди, желающие ехать в автобусе, не только не понимали, как попасть к месту, но и банально не влезли: привычные «ПАЗики» прекратили свою работу, а обещанных новых автобусов вышло на линию вдвое меньше. Горожане были сбиты с толку, транспорт выбился из графика. В том, что произошло «благодаря» городской транспортной реформе, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

   
   

Транспорт брали штурмом

Фразу «Простоял 40 минут на остановке, ни одного автобуса, замёрз, вызвал в итоге такси» произносили наперебой, наверное, сотни новокузнечан, которые 18 ноября утром выехали на работу.

«Я живу в отдалённом от центра Орджоникидзевском районе. Раньше до города мог добраться на трёх маршрутах, «ПАЗики» ходили каждые пять минут, теперь нам оставили один. Автобусы идут раз в 20-30 минут, попасть в них утром уже было невозможно, - рассказывает Иван Славин. - Народу как на митинге. Давно не видел, чтобы автобусы штурмом брали!»

Десятки фотографий забитых людьми остановок, сотни жалоб горожан на официальных страницах властей города, более тысячи обращений в диспетчерскую службу - за сутки стало понятно, что старт реформы провалился.

«Каждый день езжу с ребёнком в больницу на лечение. Заранее изучила схему нового маршрута, ознакомилась с расписанием. В итоге простояли полчаса - ни одного автобуса! Ушли домой», - возмущается новокузнечанка Елена Ачолова.

Взрослые опоздали на работу, дети - в школу. И беда не только в том, что нет транспорта и новые схемы движения не знакомы горожанам. Растерянным пассажирам никто ничего толком не мог объяснить. Водители и кондукторы сами приехали на работу вахтовым методом, в основном ими оказались приезжие из других городов, которые не знают ни города, ни транспортной системы, ни дорожных развязок. Многие из них и русский язык плохо понимают.

Приезжие водители и плохие поставки

А ведь к реформе готовились более полугода. И началось всё с того, что в назначенный срок в город не пришли обещанные новые автобусы. По договору «Питеравто» должен был пригнать 340 машин, но 100 из них нет и в помине.

   
   

«18 ноября в рейс вышло чуть более 200 новых автобусов при плане 300. Основной недовыпуск был осуществлён компанией «Питеравто», в ближайшее время проблема будет устранена», - прокомментировал ситуацию министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан.

Вторая большая проблема: серьёзная нехватка кадров. Новокузнецкие водители не спешат идти в «Питеравто». Их не устраивают условия работы и низкая оплата труда.

«Нам предложили работать за 270 рублей в час, при этом окладная часть составляет только 130 рублей, остальное - премия. И её могут снять за любое нарушение. Нас такое не устраивает», - признался нам один из водителей общественного транспорта в Новокузнецке.

Поэтому водителями становятся вахтовики из других регионов, согласные на сдельную оплату. И объяснять не стоит, что большая часть работяг - эмигранты с рабочей визой из стран бывшего СССР. Хотя, по словам властей, прибыли они вовсе не из Средней Азии, а из Санкт-Петербурга, Москвы, Омска, Астрахани. Они пока не знают ни города, ни маршрутов, прикататься не было времени. Даже с техникой познакомиться толком не успели: многие пассажиры жаловались на отсутствие отопления в салонах. Причина оказалась банальна - водители не знали, как включить обогрев.

Штраф за коллапс

В первый день, по словам мэра Новокузнецка Сергея Кузнецова, среднее время задержки рейсов составило 60 минут, во второй - 20 минут.

«Причин множество. Во-первых, в первый день не включилась вся электронная система отслеживания платежей и взаимосвязи с основным компьютером, а починить её никто не мог - инженеров-электронщиков у компании нет. Во-вторых, плохая организационная работа: многие машины оказалась не заправлены газом, а на это нужно 20-30 минут. И ещё одна причина - диспетчеры иногородние, из Санкт-Петербурга, они не могут быстро среагировать и грамотно перенаправить технику на проблемные марш­руты», - пояснил мэр.

Из-за срыва транспортной реформы Сергей Кузнецов отстранил управляющего компании «Питеравто» Романа Юренева от работы. Теперь вместо него координировать работу будет Андрей Опекунов, директор пассажирского автотранспортного предприятия № 4 (ПАТП № 4). Помимо этого, на базе ПАТП № 1 создали автоколонну, которая будет работать на отдалённых марш­рутах в Новокузнецке: Редаково, Точилино, Абагур. Также на улицах города очень много муниципальных трамваем и троллейбусов.

Мэр Новокузнецка пообещал оштрафовать «Питеравто» за срыв реформы, а особенно активные граждане уже самостоятельно готовы предъявить администрации досудебные требования о выплате компенсации морального вреда за причинённые неудобства: долгое ожидание транспорта на морозе, как результат - опоздание на работу, в школу, университет.

Кстати
В Новокузнецке создали оперативный штаб под руководством мэра города, который будет решать злободневные вопросы. Так, по многочисленным просьбам жителей уже изменили маршруты следования автобусов № 25, 63 и 80. На работу приняли ещё 36 водителей, в город поступило ещё 22 новых автобуса. Между тем бывшие перевозчики выступили с предложением к главе города - пустить их на проблемные маршруты до конца года. В ближайшие дни вопрос обещали рассмотреть.