Опасная Черта. 7-летняя девочка погибла, играя с выброшенным холодильником

Штаб поисковой операции в местной школе работал несколько дней. В продуктах добровольцы не нуждались, нуждались в бензине, батарейках, аккумуляторах. © / lizaalert.org

Семилетнюю Машу Перевозчикову искали с 29 мая. Сначала сам отец, который заметил, что девочка долго гуляет, потом - больше тысячи спасателей, правоохранителей и волонтёров. Тело Маши 3 июня обнаружил полицейский недалеко от дома.

   
   

Наши дети всё знают?

Дети микрорайона Чертинского, где произошла трагедия, да и ближайшего города Белово обучены азам безопасности. Выжить здесь без особой подготовки трудно. Колодцы, бремсберги, вентиляционные шахты – всё это неприкрытые дыры в земле, заполненные водой, выбраться из которых невозможно. Поэтому, когда пропала Маша, местные жители уверяли поисковиков, что вряд ли она пошла в сторону шахт: «Ой, наши дети все эти места знают и там не играют».

Однако, в окрестностях Черты (так свой посёлок называют сами беловчане) ребёнок мог пропасть, где угодно. Даже более-менее глубокая впадина легко могла быть заполнена метаном и стать ловушкой даже для взрослого человека.

Поэтому, проверялись все версии. Машу искали больше тысячи человек. Они осматривали всё, что осталось от местных шахт, горноспасатели залезали под землю, где это было возможно, обшаривали поля и леса. С вертолёта и квадрокоптеров осматривали водоёмы (сверху хорошо видно дно) и равнины. Водолазы обследовали реки. Следователи осматривали жилые и заброшенные дома, допрашивали всех ранее судимых, которые живут поблизости, осматривали записи с камер видеонаблюдения.

Беседовали с детьми,  с которыми ребёнок гулял, одноклассниками и учителями. В памяти неизменно всплывала похожая ситуация. На прогулке два года назад, только в начале мая пропал подросток из Новокузнецка Витя Яшкузин. Искали школьника две недели безрезультатно. Потом следователи решили ещё раз допросить его друзей, и после долгой беседы один признался, что они гуляли по территории заброшенной шахты, Витя упал в яму и утонул. Ребята испугались и просто решили никому не рассказывать об этом.

   
   

Добровольцы были не нужны?

На сообщения о поисках Маши откликнулось множество людей. Только от поискового отряда LizaAlert работало около 70 человек. Машины выезжали из Ленинска-Кузнецкого, Новокузнецка, Томска, Новосибирска, Барнаула, даже из Красноярска! Подключились к поискам добровольные поисковые отряды «ДоброСпас» и «Маяк» из Новосибирска и «Скала» из Кемерова. Тематические группы пестрели сообщениями: «Выезжаем завтра из… Готовы взять на борт троих человек».

Многие участвовали в поисках самостоятельно Однако, быстро стало ясно -   одной только массовостью задачу не решить. Добровольцы без координации и специального оборудования – просто люди, петляющие по полям и лесам, идущие по одним и тем же следам, кругами. И пусть у них добрые сердца и искренние намерения, но свои силы они тратят впустую.

 

Однако, полиции добровольцы оказались не нужны, и те, кто не нашёл штаб под оранжевым флагом LizaAlert, вынуждены были слышать: «Задач нет», будто поиск уже окончен.

«Мы даже не знали, что ЛА и полиция работают порознь, - написала одна из прибывших на поиск жительниц Ленинска-Кузнецкого. - У нас так и вышло, что мы были в гаражном массиве и нам мужчина сказал, что мы уже третьи за день, кто стучит в его гараж. В общем, день прошёл зря, пользы не принесли. Обидно. Но чётко усвоила для себя, что нужно обращаться конкретно к ребятам, на майках которых написано «Лиза Алерт».

В свою очередь в официальных релизах полиция никак не упоминала тот факт, что в поисках участвуют координаторы и добровольцы всероссийского движения LizaAlert.

Добровольцы из Кемерова, Ленинска-Кузнецкого, Новокузнецка, Барнаула, Новосибирска и даже Красноярска участвовали в поисках беловчанки. Фото: lizaalert.org

Волонтёрам денег не надо

Примерно на четвёртый день поиска появились мошенники, якобы собирающие  средства на нужды поисковиков. Обманщики, не стесняясь, заявляли, что готовы взять деньги, чтобы закупить батарейки, продукты и прочее для добровольцев.

К чести самих волонтёров надо отметить, что по группам поиска сразу разошлась информация, что денег не надо. Расчётных счетов у добровольцев нет, ипереводить им деньги они никогда и ни на что не просят.

Поисковикам нужен был только бензин, фонари, туристические навигаторы, батарейки АА, аккумуляторы для раций, скотч и прочее.

Но без денег всё же не обошлось. Врио губернатора Кузбасса Сергей Цивилёв объявил награду в 1 млн рублей тому, кто поможет найти Машу Перевозчикову. Поиски продолжились по старому сценарию, зона операции увеличилась на несколько километров.

Поиск без специального оборудования - чаще всего пустая трата сил. Фото: lizaalert.org

Маша никуда не уходила

Девочку нашли в воскресенье 3 июня. Полицейский обнаружил её тело в старом холодильнике совсем недалеко от дома. Следователи предполагают, что Маша играла, закрылась в нём, а открыть дверь не смогла.

Известно, что гулять она ушла около 3 часов дня, ближе к 6 часам вечера отец хватился её, искал сам, а к полуночи обратился за помощью в полицию. К тому времени, конечно, шансов найти девочку живой уже не было.

В следственном управлении СК РФ по Кемеровской области сообщили, что следов насильственной смерти на теле девочки не обнаружено.

На своей странице в соцсети «Вконтакте» врио губернатора Кемеровской области Сергей Цивилёв выразил соболезнования родным девочки и пообещал, что власти помогут семье в организации похорон и решении других проблем, если они есть.