Юрий Плешков и его супруга Екатерина служат в отдельном батальоне патрульно-постовой службы полиции УМВД России по Новокузнецку. К непростому путешествию готовились долго. На самую высокую гору России и Европы поднялись в семейный отпуск, самостоятельно, без гидов и сопровождения. О подробностях восхождения и службе в батальоне корреспондент kuzbass.aif.ru поговорил с нашими гостями.
О погонах мечтали с детства
Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Почему выбрали профессию полицейского?
Юрий Плешков: Мой отец - военный, а потому детство и юность я провёл в военной части и на полигонах, участвовал в маршбросках. С ранних лет умел обращаться с оружием. Пистолет Макарова - табельное оружие МВД - знал как свои пять пальцев, мог собрать и разобрать с закрытыми глазами. Поэтому профессию выбрал ещё в детстве - хотел продолжить военную династию. Уже 20 лет работаю в отдельном батальоне патрульно-постовой службы. С 2014 года - инструктор по профессиональной, служебной и физической подготовке.
Екатерина Белозерцева: А я всегда мечтала носить погоны, считала, что женщине это к лицу. Мама у меня бухгалтер, папа - шахтёр, поэтому это мой личный выбор. До сих пор не до конца могу его объяснить - так сложилось. В батальон поступила в 2005 году милиционером-кинологом. Прошла путь от рядового до прапорщика. А на данный момент работаю инспектором отделения организации службы.
- Как вы познакомились?
Екатерина: Мы познакомились на службе. В ряды новокузнецкой полиции меня как раз и принимал Юрий. Он был замполитом в одной из рот, и в его задачи входила комплектация штата. Вместе мы уже более 11 лет, воспитываем пятилетнюю дочь.
- Как давно вы занимаетесь альпинизмом?
Юрий: Ходим с супругой в горы уже более 10 лет. Я серьёзно начал увлекаться после того, как побывал на Олимпиаде в Сочи. Мы обеспечивали там охрану правопорядка в 2014 году. Перед командировкой профессиональные инструкторы обучали нас основам горной подготовки. С тех пор мы с женой побывали на Алтае, на Поднебесных Зубьях, на Кавказе. И уже покорили не одну горную вершину.
Екатерина: Меня альпинизмом увлёк супруг. На следующий год после того, как он побывал в Сочи, мы вновь поехали в те места, чтобы посмотреть всю красоту гор. А Эльбрус первый раз увидели на отдыхе в Пятигорске. Тогда восхождение на гору казалось несбыточной мечтой. Она настолько поразила и впечатлила красотой и величием, что мы решили обязательно вернуться, чтобы покорить её.
На подготовку - не меньше года
Юрий: К любому восхождению мы долго готовимся: тщательно изучаем маршрут, составляем перечень необходимых вещей, подбираем экипировку и снаряжение, одежду и обувь. Обязательно нужны аэробные тренировки, регулярная физическая подготовка: постоянно занимаемся видами спорта на выносливость - бегом на длительные дистанции, беговыми лыжами, плаванием, катаемся на велосипедах. Технические моменты - вязание узлов, технику передвижения - отрабатываем в спортзале. Также детально разобрали трагедию, которая случилась на Эльбрусе в 2021 году, когда погибло несколько туристов. В целом к такому восхождению нужно готовиться не меньше года.
Екатерина: К восхождению подготовились уже в 2020 году - прибрели всё необходимое, а за плечами был опыт покорения непростых горных вершин. Но ситуация с пандемией изменила планы, и только в августе этого года смогли осуществить нашу мечту. Своё восхождение мы посвятили памяти сослуживцев - старшего сержанта милиции Андрея Милованова и старшины полиции Александра Дворникова, погибших при исполнении служебного долга на Северном Кавказе в 2004 и 2019 годах.
- Расскажите о самом восхождении. Как всё прошло?
Юрий: На весь путь у нас ушло девять дней: восемь затратили на акклиматизацию и на девятый - взошли на вершину. Мы заранее построили акклиматизационный график, чтобы подготовить организм к такой высоте. Выбрали южный склон Эльбруса - это классический маршрут.
Поднимались на гору постепенно, ночевали в палатках. Высота коварна, она не даёт возможности отдышаться - воздух разряжен, кислорода мало. Возникает горная болезнь - тошнота, рвота, кашель, спутанность сознания вплоть до его потери. Поэтому резкий набор высоты без подготовки опасен - на пути мы видели немало таких примеров, когда людям становилось плохо. Особенно это чувствуется при приближении к вершине.
Есть такое место, называемое «Тропой зомби», где люди поднимаются из последних сил, бывает, и лежат там вповалку. Встречаются и особо опасные места. Например, Косая полка - тропа шириной не более метра, с одной стороны восточная вершина, с другой - очень крутой склон. Один неосторожный шаг, и ты катишься вниз - в расщелину, откуда уже невозможно выбраться. Там уже немало погибших туристов. Пошатнуть может от усталости, спутанности сознания. Мы видели мемориальные таблички, установленные на склонах Эльбруса в честь бойцов, погибших в боях против фашистов в 1942 году, тела которых обнаружили лишь в 2018-2020 годах.
Само восхождение начали в 22 часа, а спустились с горы в 11 утра. Поднимались ночью, потому что погода обычно сильно портится после обеда. Всё прошло относительно спокойно и по плану, без форс-мажоров. Физически трудно не было, потому что шли подготовленными. С собой у нас было почти 55 килограммов снаряжения. Но на сам штурм, на девятый день, мы поднимались налегке, с семикилограммовыми рюкзаками, в которых были еда, вода, термосы и запасное снаряжение на сутки, а основную амуницию оставили в штурмовом лагере.
Знали, что нас ждёт
- На Эльбрусе много туристов?
Юрий: Да, очень много. На Эльбрусе с юга хорошо развита туристическая инфраструктура. Есть приюты, до высоты 4 км можно подняться по канатной дороге, потом доехать вверх на ратраках или снегоходах. Параллельно с нами поднималось несколько групп с гидами. Чтобы взойти на саму вершину, даже пришлось ждать некоторое время, потому что не было места - поднялись ещё две группы. Большинство с гидами, самостоятельных мало. Не все понимают серьёзность такого восхождения, торопятся, не достаточно акклиматизируются, думают, что ничего сложного нет - быстро поднимаются с помощью технических средств, а на вершине им становится плохо.
- Как выглядит вершина Эльбруса? И что почувствовали, когда поднялись?
Юрий: Это небольшая площадка длиной примерно 15 метров. В центре стоит пирамида с ледорубом. Названия нет, видимо, сдуло ветром. На вершине бывают сильные ветра - до 50 м/сек. И быстро меняется погода - за пару минут может прийти ненастье. Поэтому из-за погоды по сложности Эльбрус приравнивают к восьмитысячникам. Только на пике почувствовали лёгкое недомогание: потягивание в животе, небольшую спутанность сознания, забывчивость.
Екатерина: О недомогании сразу забыли, когда увидели открывающийся с горы вид. Он был просто потрясающим: видно весь Кавказ, часть Грузии. Сам снег на вершине будто светился изнутри голубым светом. Звездопад, огромная луна - ощущение, будто рукой можно достать до космоса! А утром на восходе солнца поразила титанически огромная тень от Эльбруса. Эти воспоминания, конечно, останутся с нами на всю жизнь.
- Не было страха или ощущения, что не справитесь?
Екатерина: Нет, не было. Мы шли полностью подготовленными и разработали план действий на все форс-мажорные случаи. Мы отлично знали, что нас ждёт. А еще мы с супругом придерживаемся такой точки зрения: лучше несколько раз не подняться, чем один раз не спуститься. Поэтому решили так: получится - хорошо, нет - не беда, есть повод повторить ещё. Нам повезло с погодой и всё задуманное получилось. Такие восхождения придают сил, ты понимаешь, что можешь больше, а значит, готов к покорению новых вершин.