Сегодня хоронят космонавта, дважды Героя Советского Союза Алексея Леонова. А жители Кузбасса вспоминают своего земляка.
Алексей Леонов родился в деревне Листвянке Тисульского района 30 мая 1934 г. Прожил в ней три года. Последнее время практически каждый год возвращался на малую родину, привозил сюда внука Дэна и дочь Оксану. Земляки отмечали эту тягу к родине Алексея Архиповича, проснувшуюся с возрастом: он тут душой отдыхал.
Отчий дом
Одну из своих картин Алексей Леонов назвал «Отчий дом». На обороте написано: «Был построен дедом и отцом в 1926 г., отобран в 1936 г. советской властью». Он написал эту картину, когда в очередной раз, в середине 2000-х, приезжал на Родину.
«Есть у меня картины «Река детства», «Дом детства»… В них вроде бы ничего такого нет, но они пережиты душой. Я их писал по-другому, и мне хотелось бы, чтобы люди увидели лирику ребёнка. От них становится печально и радостно», - объяснял Алексей Архипович.
Его дед по материнской линии Минай Яковлевич был сослан в Листвянку из Ростова после участия в революции 1905 г. Отец, Леонов Архип Алексеевич, был с Орловщины, на Донбассе работал шахтёром. Мать, Евдокия Минаевна, работала учительницей. Отец отвоевал войну 1914–1917 гг. и гражданскую. Потом родители перебрались в Листвянку из Донбасса.
Всю жизнь Архип Алексеевич трудился не покладая рук. Построил добротный дом, завёл крепкое хозяйство, поставил на ноги детей. Когда начали создавать колхозы, привел на центральную усадьбу села Листвянка четырёх коров, столько же лошадей, пару свиней, 25 овец - всё, что имел. Леонов рассказывал, как ругалась мать: «Другие порезали скотину и продали мясо на базаре, а ты в чужие руки отдал нажитое. И что ты получил? У девчонок платьев нет, а ты всё сдал в колхоз».
За что с малыша штаны сняли?
У семьи «врага народа» отобрали всё! «Нас выгнали из родного дома, моих старших брата и сестёр из школы отчислили. Они в районном центре учились (это сейчас город Тисуль), домой пришли, не понимая вообще, что происходит», - рассказывал космонавт. Мать, работавшую учительницей, мигом уволили.
«Потом соседям позволили разграбить имущество «врагов народа». Вот что творили земляки! Их ведь никто не заставлял, сами инициативу проявляли. С меня, малыша, штаны сняли, в одной рубашке оставили, а на дворе – зима…», - негодовал Алексей Архипович. Много лет спустя он приехал в Листвянку, односельчане собрались посмотреть на московскую знаменитость, а он возьми да спроси: «Бабоньки, признавайтесь, кто с меня тогда портки-то стянул?» Стояли, молчали, глаза вниз опустили.
Место под кроватью
В 1937 г. многодетная семья Леоновых переехала в Кемерово к старшей дочери Шуре и её мужу. «Я точно могу сказать, я бы так не смог – к себе тёщу беременную притащить и еще восемь чужих детей… Настоящий героизм!» - так Леонов отзывался о поступке зятя Антона Ходановича.
Молодая чета строила ГРЭС в Кемерове, руководство им выделило комнату. «На 16-ти квадратных метрах в бараке 11-ть человек разместились. В углу стояла голландская печка, которая занимала метра три квадратных. Кому расскажешь теперь – не верят. У меня штатное место под кроватью было», - вспоминал космонавт.
Роскошная квартира
В 1939 г. Архипа Леонова оправдали и отпустили к семье. А ещё через год вышел указ о помощи многодетным семьям, и дали Леоновым две комнаты в бараке. «Мы объединили две комнаты, дверь прорубили, и в этом промышленном районе мы стали самой богатой семьей. У нас было целых две комнаты! Да, на 12-ть человек, но при этом у нас ещё были динамик, репродуктор черный и мясорубка. Когда что-то делали, приходили соседи – дайте покрутить»,
С мясорубкой вышла целая история. В районе тогда частенько говорили: сходи к тем, у которых мясорубка. «В 1965 г., когда объявили о моём полёте в космос, соседи передавали новость: слышали… Ленька? В космос полетел? Какой? Да из тех, у которых мясорубка-то была! Одна мясорубка была на район», - не раз вспоминал Алексей Архипович.
Рогатка - страшное оружие
А потом началась война. Хлеба давали по минимуму. Чтобы ещё еды раздобыть, мальчишки бегали в тайгу.
«Мы там жили два-три дня, стреляли из рогаток, копали… Я до сих пор знаю, какая трава, как надо её есть… Вот медуница, там дальше шкирда, пучка, саранка… Мы это все собирали. На птиц охотились. Например, дрозд – это сто граммов хорошего мяса. Перепелка – ещё вкуснее», - говорил о военных годах Алексей Леонов. На заводе делали 10-мм проволоку, ребята ее резали и делали пульки. Или из шарикоподшипников. «Рогатка и такие шарики – это оружие страшное. А мама дома готовила еду на всех. У матери ужин был – такая большая кастрюля ведёрная и сковородка чугунная килограммов на пять», - вспоминал он.
Туфли, ковры и Айвазовский
– А теперь, дети, давайте скажем спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство.
И мы кричим: «Спасибо, спасибо, спасибо!»
Через неделю туфли ему выдали – девичьи, с розовой пуговицей. Удивительный запах их кожи он помнил до старости.
Мальчик увлекался рисованием, ходил в изостудию, оформлял стенгазеты, рисовал ковры. Последнее увлечение прославило его на весь район. «Тогда стены в бараках красили известью. И чтобы не пачкать кровати, а они всегда стояли у стены, использовались такие вот ковры. Это же только в приличных домах висели настоящие настенные ковры, а у остальных ковров как таковых не было, и их рисовали: вот – барышня с лошадью, а вот тут – лебеди плавают… Я рисовал пейзажи, горы, оленей, и слава обо мне полетела, начали заказывать», - рассказывал космонавт.
Такой ковёр стоил две буханки хлеба, заработанный хлеб он домой приносил. Краски отец приносил с завода в баночках. Хозяйственные, конечно.
Во втором классе пришёл к ним учиться эвакуированный мальчик. У него была книжка «Айвазовский», Лёня уговаривал одноклассника продать её. Тот согласился за месячную пайку хлеба – тогда в школе давали по 50 гр хлеба в день. Много лет спустя на вопрос Владимира Познера о том, какие бы три книги он взял с собой на Марс, Алексей Архипович назвал только ту самую, из детства - «Айвазовского».
В 1947 г. семья Леоновых переехала по месту работы отца в город Калининград (Кёнигсберг). Позже, уже будучи прославленным героем, легендарным лётчиком-космонавтом, Алексей Леонов не раз приезжал и в Листвянку, и в Кемерово. На родине его именем названы улицы, парк, есть медаль им. Леонова и аэропорт. В день присвоения его имени кемеровскому аэропорту он произнёс памятную фразу: «Я постараюсь быть хорошим аэропортом!»
* В публикации использованы материалы из автобиографической книги Алексея Леонова «Время первых. Судьба моя – я сам…».