С надеждой на карьерный рост

Взрослые мужчины с удовольствием осваивают новые профессии. © / Кемеровский аграрный техникум

26 компетенций, шесть городов, один посёлок – таковы масштабы федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» в Кемеровской области. Он стартовал в этом году и продлится до 2024 г.

   
   

Шаг в новую отрасль

Кузбасские предпенсионеры могут получить профессии парикмахера, воспитателя, кондитера, геодезиста, слесаря и т. д. Самые популярные – профессии сферы услуг. На парикмахера можно выучиться в Новокузнецке. На кондитера – в Кемерове, Прокопьевске и Новокузнецке. Есть и чисто мужские компетенции – кузовной ремонт, электромонтаж, обслуживание грузовой техники (обучение по ним проводят ссузы Кемерова). Профессии хоть и разные, но есть общее: ими совершенно бесплатно могут овладеть женщины в возрасте 51-55 лет и мужчины в возрасте от 56 до 60 лет.

В Юрге местный техникум готовит предпенсионеров по компетенции «Неразрушающий контроль» – специалистов, контролирующих состояние оборудования без его остановки или демонтажа. Начальник центра развития профессиональных компетенций Юргинского техникума машиностроения и информационных технологий Николай Павлов отмечает, что у предпенсионеров специальность пользуется популярностью. «Мы предполагали обучение 24 человек, а на сегодняшний день зачислено уже 34 человека. Как сами слушатели регистрируются на платформе 50plus.worldskills.ru, так и предприятия направляют их», – говорит он.

Елена Суслова из Юрги уже прошла курс обучения и сдала демонстрационный экзамен. Для неё эта профессия стала третьей. «Я люблю учиться. После окончания техникума, где я получила профессию технолога, училась шесть лет в институте на заочном отделении. В перестройку вновь 2,5 года отучилась в техникуме на юриста-бухгалтера. И вот опять представилась такая возможность после большого перерыва», – рассказывает Елена Михайловна. По её словам, занятия проходили интересно. «Нам рассказывали про сварные швы, их проверку. На практике мы учились искать трещинки с помощью визуального контроля и специальных аэрозолей. Не всё было понятно – что-то объясняли преподаватели, что-то искала сама в Интернете», – делится впечатлениями собеседница. У неё не было сомнений, идти учиться или нет. «Шла с на­деждой на большее – получить не только новые знания, но и изменения в жизни к лучшему, поскольку работа по этой специальности хорошо оплачивается», – объясняет Елена Суслова. Сейчас она штудирует вакансии. Говорит, есть предложения в строительной и нефтегазовой отрасли, в основном вахтовым методом и для мужчин. Но и для себя она нашла интересные предложения, однако пока говорить о трудоустройстве в новой для неё сфере преждевременно.

Для новичков и специалистов

Одни предпенсионеры выбирают совершенно новую для себя профессию, другие совершенствуются в своей отрасли. Препятствий тут нет – федеральный проект рассчитан как на новичков, так и на опытных специалистов. 59-летний тракторист Сергей Молодых обучался по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» в Кемеровском аграрном техникуме. Демонстрационный экзамен сдал успешно – получил 31 балл из 40 возможных. На одном месте, в НИИ сельского хозяйства, он работает уже 40 лет и, возможно, со скиллс-паспортом продвинется по службе, станет механизатором. «Главное в обучении – это возможность поработать на новой технике, изучить современные технологии, например, в производстве кормовых культур. Так что, когда на предприятие поступит новое оборудование, я уже буду готов работать на нём», – рассказал о планах Сергей Дмитриевич.

«Предпенсионер может выбрать любую программу обучения – как для профессионального роста, так и для расширения кругозора. Если он хотел реализовать себя в другой сфере, но не делал этого в силу занятости или невозможности отыскать учебный центр, то сейчас есть такая возможность», – уверяет Николай Павлов. По его словам, программа переподготовки специалистов и программы обучения с нуля отличаются объёмом часов. При переподготовке больше теории – знакомство с современной нормативной документацией, а практической части уделено чуть меньше внимания, потому что работающим специалистам и без того известна последовательность действий при выполнении заданий. «Программы обучения для новичков включают в себя как серьёзную теоретическую подготовку, так и практическую часть. Студенты, прошедшие программу обучения с нуля, в дальнейшем лучше справляются с заданиями, так как они выполняют именно те действия и в той последовательности, как требует техническое описание. А специалисты с опытом работы выполняют задание, как привыкли на рабочих местах, и не всегда это является правильным», – объясняет преподаватель.

В чём отличие студентов 50+?

Все преподаватели отмечают дисциплинированность возрастных студентов. По наблюдениям Николая Павлова, студенты-предпенсионеры, в отличие от молодёжи, понимают, зачем они пришли учиться. Нередко они сами предлагают рассмотреть ситуации, произошедшие в процессе их работы. Своё желание обучаться предпенсионеры мотивируют либо продолжением своей трудовой деятельности, либо получением новых знаний для переквалификации. «В основном посещают занятие стабильно пять-шесть человек (группа состоит из восьми). Если у них не получается прийти на занятие (в основном из-за производственной необходимости), они сообщают об этом администратору курсов», – рассказывает о дисциплине возрастных студентов Николай Павлов.

   
   

Ещё одна особенность – в выборе специальности. На такие профессии, как парикмахер или воспитатель, предпенсионеры идут учиться охотно, так как их применение понятно каждому. А к современным специальностям, связанным с компьютерами и Интернетом, возрастные абитуриенты относятся настороженно. «На мой взгляд, эти компетенции действительно сложные в силу возраста, поскольку изучается много новой информации. Они предполагают высокий уровень компьютерной грамотности. Но всё преодолимо, и бояться не стоит», – уверяет заместитель директора по внедрению информационных технологий в учебном процессе ГПОУ «Профессиональный колледж г. Новокузнецка» Константин Светлаков.

Для обучения предпенсионеров колледж предлагает компетенции «Веб-дизайн и разработка» и «Сетевое и системное администрирование». Первая группа приступила к учёбе в середине октября. Константин Николаевич считает, что знания, которые получат возрастные студенты, они смогут применить во многих сферах, в том числе на бытовом уровне. «Человек, обучившийся у нас веб-дизайну, сможет создать сайт самостоятельно и не потратит на него денег, – говорит Константин Светлаков. – А если всё же будет отдавать эту работу другим людям, то будет понимать, за что он платит».

Константин Николаевич объясняет отличия между привычными курсами повышения квалификации и программами переподготовки по стандартам WorldSkills: «Последние подразумевают знание самых современных методик и возможностей в отрасли. Это лучшие практики в подготовке в России и мире. То есть, по сути, на таких курсах обучают не тому, что было вчера, а тому, что внедряется сегодня и будет активно использоваться завтра».