С углем и туристами. Власти рассказали, как будет развиваться Кузбасс

Развитие железных дорог в восточном направлении требуется всей стране, а не только Кузбассу. © / pixabay.com

На минувшей неделе президент России Владимир Путин провёл совещание по вопросам развития угольной отрасли. Каким глава государства видит будущее Кузбасса и какое значение имеют его поручения для региона, разбирался корреспондент «АиФ в Кузбассе».

   
   

 О ветряных мельнциах

Владимир Путин отметил, что с 2017 г. добыча угля в России стабильно превышает 400 млн тонн в год. Половину из этого добывают кузбасские шахтёры. В своём выступлении президент высказался по спорному вопросу о спросе на «чёрное золото» в мире и замене его альтернативными источниками энергии.

«Есть разные прогнозы. Не секрет, что некоторые из них предполагают существенное сжатие рынка, в том числе из-за технологических изменений в мировом ТЭКе, активного использования альтернативных видов топлива. Что с этим происходит, мы тоже знаем: Техас замёрз, когда холода были. А отогревать ветряные мельницы пришлось такими способами, которые далеки от охраны окружающей среды. Может быть, это тоже внесёт свои коррективы, - сказал президент Россиийской Федерации. - В любом случае нужно тщательно прорабатывать все возможные сценарии, чтобы гарантировать уверенное развитие наших угледобывающих регионов даже при снижении мирового спроса на уголь».

Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня является основным рынком сбыта: в 2021 г. в этом направлении угольщики отправили 122 млн тонн грузов. АТР принял бы и больше, и угольщики готовы больше добыть, да провозные способности железной дороги подводят. Губернатор Кузбасса не раз сетовал на это логистическое препятствие.

Жестко регламентировать

Президент поручил правительству строго зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба. Это должен быть поквартальный график до 2024 г., закреплённый правовым актом.

«Если мы не будем жёстко регламентировать, проблемы останутся», - пояснил Путин. Кузбассу президент тоже установил планку: к 2024 г. в восточном направлении необходимо обеспечить как минимум плюс 30% перевозок угля по сравнению с 2020 г. Получается почти 70 млн тонн в год.

«Из всех угольных кризисов Кузбасс всегда выходил за счёт прироста объёмов добычи угля. Сейчас мы впервые были вынуждены сократить его. За последние два года в Кузбассе добыли угля на 39 млн тонн меньше относительно базового 2018 года. Недополученные налоги от угольной отрасли в региональный бюджет за два года составили 44 млрд руб. Но восточный полигон нужен не только для угля, по нему поедут и руда, и металл, и зерно, и другие грузы», - оценил важность распоряжения президента Сергей Цивилев.    
   

С губернатором солидарен председатель парламента Кузбасса Вячеслав Петров: «Это важнейшее для всей кузбасской угольной отрасли решение! И оно было достигнуто благодаря последовательной и чёткой позиции Сергея Евгеньевича при переговорах с РЖД. Именно он ставил вопрос о модернизации восточного полигона и, как следствие, увеличении пропускной транспортной способности, развитии угольных терминалов и содействии международной продаже нашего угля странам Азиатско-Тихоокеанского региона».

На инфраструктуру добавят?

Не только карбоновым видится будущее Кузбасса президенту.

«Нужно добиться опережающего развития других секторов промышленности, сферы услуг и тем самым обеспечить устойчивость региональных рынков труда, чтобы жизнь людей не была критически завязана лишь на одну только отрасль», - отметил он. Для диверсификации можно использовать экспортные доходы угольной отрасли. Президент попросил уделить особое внимание созданию рабочих мест в неугольных секторах экономики и шире привлекать частные инвестиции.

По мнению президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александра Калинина, положительный опыт создания и развития неугольной отрасли у региона уже есть: «Крупный бизнес - это одно. Но любая устойчивая экономика стоит на двух ногах, важен и малый бизнес. Опыт Шерегеша, когда курорт федерального уровня был создан малым бизнесом вместе с властями региона и муниципалитета, нужно транслировать на всю страну. Но Шерегеш не должен быть лишь одним центром притяжения в Кузбассе. Регион славится многими другими яркими местами, которые, уверен, скоро засверкают на карте нашей страны».

Именно Шерегешу уделил особое внимание в своём выступлении глава государства. Он поручил правительству утвердить программу социально-экономического развития Кемеровской области, которая должна включать инвестиции в транспортную, коммунальную и прочую инфраструктуру региона, в развитие туризма.

Отдельно президент выделил Шерегеш, дорогу - обход Кемерова и строительство социальных объектов, которое было отложено из-за пандемии. Спикер кузбасского парламента подчеркнул, что и программа правительства, и решение по перевозке угля станут сильнейшими стимулами к развитию нашего региона. Спустя всего четыре дня после выступления президента в регион приехал премьер-министр России Михаил Мишустин и подписал программу развития Кузбасса до 2024 г. По ней регион получит внушительную сумму из федерального кошелька - 51 млрд руб. Подробности о том, на что власти потратят эти деньги, читайте в следующем номере «АиФ в Кузбассе».