Сибиряки – самородки. Кто и зачем развивает в детях таланты?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок добился в жизни успеха. © / Фонд поддержки и помощи талантам "Время Чудес"

С каждым годом растёт число конкурсов красоты и талантов, и всё больше родителей хотят, чтобы их дети немного посияли на экранах телевизоров. Чем может аукнуться стремление к быстрой славе? Об этом корреспондент «АиФ-Кузбасс» спросил у Максима Толстикова, президента общественного фонда поддержки и помощи юным талантам.    
   

Мотивация – залог успеха

Анна Городкова, «АиФ-Кузбасс»: Максим Петрович, в нашей области всегда хватало всевозможных городских мероприятий, на которых помогали реализоваться и открыться одарённым детям. Почему вам в голову пришла идея создать ещё одну подобную форму – собственный фонд?

Максима Толстиков: Идея складывалась из многих факторов. Я работал педагогом-хореографом в разных коллективах (вокальных, театральных, хореографических), изучил систему изнутри и за годы работы понял, чего иногда не хватает детям для того, чтобы не бросать занятия, а идти дальше.

К примеру, когда у подростков начинается период влюблённости, их очень сложно заинтересовать искусством (мысли не о том), и педагоги теряют таких детей. Но хорошей мотивацией для них может стать стремление выступить в другом городе или области, себя показать, познакомиться с другими ребятами и т. п. Со временем подметил, что было бы здорово, если бы каждый из участников конкурса (а не только победители) получал подарки.

Фото: Фонд поддержки и помощи талантам "Время Чудес"

Досье
Максим Толстиков родился в г. Улан-Удэ в 1981 году. Закончил КемГУКИ. Работал в разных коллективах педагогом, худруком, репетитором. С 2012 стал президентом фонда «Время чудес».
Ведь конкурс всегда предполагает оценку и места (лауреаты и стипендиаты трёх степеней, Гран-при), но не каждый становится одним из лучших. Ту мотивационную базу, которая мне казалась хорошим дополнением, пять лет назад организаторы разных конкурсов не видели. Тогда я решил создать общественный некоммерческий фонд «Время чудес», который уже четвёртый год занимается организацией конкурсов и фестивалей в Сибири (Томск, Красноярск, Абакан, Омск, Кемерово). К этим мероприятиям люди относятся с интересом: в позапрошлом году, допустим, в Международном конкурсе только в ДК шахтёров в Кемерове приняло участие около 1,3 тыс. человек из разных городов страны.

– Но обещание ребёнку славы на поверку оказывается платной услугой. И родители вынуждены платить за участие своих чад в фестивалях. Почему?

– Участие, к сожалению, платное, поскольку организаторам не хватит собственных сил и средств на проведение мероприятий. Чтобы снять, к примеру, обычный ДК, за один день аренды нужно заплатить несколько десятков, а то и сотен тысяч рублей. В наши дни учреждения культуры и дополнительного образования давно переведены на частичную или полную самоокупаемость.    
   

Знаю, что грядёт ещё большее сокращение бюджетных расходов и оптимизация затрат на содержание учреждений культуры. Спонсорской поддержки от госпредприятий и представителей бизнеса мы также не находим: им просто невыгодно вкладываться в такое понятие, как детское творчество, где отдача от той же рекламы вряд ли будет большой. Но мы стараемся удерживать бесплатным то, что на многих конкурсах уже давно платное: вход для зрителей свободный, а участники не платят за профессиональные фотографии с выступлений.

Фото: Фонд поддержки и помощи талантам "Время Чудес"

– Были ли среди участников ваших проектов дети, которые потом смогли добиться больших результатов на других площадках? Поделитесь примерами успеха.

– Есть ребята, которые после нас участвовали в детских телевизионных проектах вроде «Голоса» или «Талантливые дети». Помню одну девочку из Топок, которая получила у нас Гран-при, потом приняла участие в проекте и была оценена жюри достаточно высоко. Я с особым трепетом и уважением отношусь к сибирским руководителям и участникам, потому что среди них много самородков. Если дети из Кемерова, Красноярска, Томска на наших фестивалях получили звания лауреатов или дипломантов первых степеней, то и на более масштабном и крутом конкурсе они завоёвывают баллы не ниже, чем выставляют наши эксперты.

Но прежде чем дойти до серьёзного конкурса, ребёнку нужно научиться дисциплине и самодисциплине (какой бы ты одарённый ни был, над собой нужно очень много трудиться), а родителям – стараться не питать иллюзий, что их ребёнок обязательно добьётся успеха. Бывает и такое, что из-за «почивания на лаврах» или неожиданной неудачи ломаются жизни детей. Но всё-таки больше тех, кто справляется с проигрышем. Очень многое зависит от родителей и педагогов, которые не должны быть слишком амбициозными и должны объяснять, что второе-третье место – не страшно, есть куда расти.

Что посеешь, то и пожнёшь

– Нужно ли в каждом ребёнке развивать талант? Ведь не все могут быть актёрами, танцорами и певцами.

– Самое главное – воспитать не высоких эстетов и понимающих в искусстве людей, которые будут высокомерно оценивать работу других, а гармоничного человека. Думаю, что любая школа (хорео­графическая, вокальная или иная) – хорошая подготовка к жизни, её небольшая модель. Годы занятий в школах искусств – музыкальных, художественных и т. п. – могут позволить человеку в будущем подходить к каким-то банальным вещам творчески, самобытно, уникально. А вдруг это родит будущих Эйнштейнов или Менделеевых?

Вспоминаю своё школьное время: наша преподавательница химии (казалось бы, такая точная, серьёзная наука) как-то раз пригласила нас, учеников 8 класса, на научно-практическую конференцию и дала задание необычно рассказать о фосфоре. Мы находили фосфор в самых неординарных вещах: кто-то изготавливал макеты спичечных коробков, кто-то рисовал невероятными светящимися маркерами собаку Баскервиллей на обложке книги. К этому творчеству учительница нас только направляла, но форму и подачу мы придумывали сами. До этого я думал, что творчески можно подходить только к делам искусства, но оказалось – нет.

Занятия вокалом, танцами, актёрским мастерством и др. развивает в ребёнке личность, учит тому, что поражение – не конец жизни, а возможность перейти на новый уровень своего развития! Помимо этого, занятия социализируют ребят: исчезает страх перед зрителем, обществом, появляются новые друзья, с которыми они проходят через трудности выступлений и тренировки. К тому же, учитывая изобилие разных девайсов и гаджетов, из-за которых у молодёжи появляется желание закрыться в себе, творчество пойдёт только на пользу.

Справка
каждый год губернатор отправляет на моря около 1 тыс. одаренных детей.
– В последнее время наметилась тенденция, когда дети больше хотят быть похожими на телевизионных персонажей, а не на тех, кто приносит конкретную пользу на заводе или на полях. Как вы расцениваете это стремление к телеуспеху?

– Телеуспех тоже бывает разный: успех в проектах типа «Дома-2» на ТНТ или в «Большой опере» телеканала «Культура». Думаю, всё идёт от родителей: какой уровень культуры, какие интересы они привьют ребёнку, таким он и будет. Если родитель будет приносить обществу пользу, то и ребёнок будет брать с него пример.Но если человек будет органично развиваться, то он будет себя искать независимо от того, какие в детстве были увлечения (например, стремление попасть в телевизор, о котором вы говорили).

Ведь многие люди занимаются не тем, чем хотят заниматься, а тем, что случайно или намеренно было навязано родителями, друзьями, обществом, Интернетом и т. д. Стереотипные установки типа «Надо закончить институт», «Надо жениться», «Надо родить детей» иногда направляют человека в другое русло. В итоге мы получаем человека, неудовлетворённого жизнью и собой, который чувствует себя несчастным. Думаю, нужно прислушиваться к себе и идти к тому, что действительно приносит радость и удовольствие.

Приведу пример: одна россиянка, которая работала почти всю жизнь бухгалтером, решила сдать нормы ГТЗО, показала отличные результаты и в итоге создала любительское объединение, в котором люди занимаются лёгкой атлетикой для поддержания здоровья и собирают единомышленников. К сожалению, сегодня действительно наблюдается тенденция стремления подрастающего поколения к «глянцевым» идеалам и нежелание многих приобщаться к рабочим профессиям. Но я всё же искренне уверен, что благодаря стараниям каждого из нас наша область, страна, человечество преодолеет все трудности и мы ещё увидим поколение, которое откроет неизведанные горизонты.