Слушать и быть услышанным. Как найти контакт с подростком?

Младший подростковый возраст начинается с 10 лет. © / Ксения Матвеева / АиФ

Когда дети вырастают, у родителей возникает целый ряд животрепещущих вопросов. Как помочь ребенку справиться с трудностями? Как найти с ним общий язык? Что наиболее важно в отношениях между родителями и детьми? Почему подросток может убежать из дома и как это предотвратить? На эти и другие вопросы искал ответы корреспондент «АиФ - Кузбасс».

   
   

Когда ребенок вырос

Младший подростковый возраст начинается с 10 лет. В это время родители замечают, что что-то начинает меняться в ребенке. Происходят гормональные изменения в организме, возникают различные эмоции, с которыми подросток не может справиться. У подростка в период взросления формируется свое представление о себе и о мире, в котором он существует. И очень часто, это представление не входит в рамки представления родителей.

Подростковый возраст, прежде всего, характеризуется тем, что ребенок не может и не умеет  регулировать свои эмоции. Подросток мечется из крайности в крайность.

Происходят сдвиги в самооценке. То, как ощущает себя подросток, и как воспринимают его другие люди, как правило, различается. Любое неловкое замечание вызывает протест и обиду. Самооценка в этом возрасте очень неустойчива, и подростки часто бывают абсолютно не уверены в себе. 

Как меняется поведение?

Активный ребенок может стать замкнутым и пассивным, тихий и спокойный вдруг начинает проявлять агрессию. Подростки начинают где-то задерживаться или, наоборот, запираться в комнате. Могут появиться проблемы с обучением в школе. Спровоцировать изменение поведения может все что угодно, например неудачи в школе, подтрунивание одноклассников.

Но самое главное - это то, что подростки всегда говорят, что у них есть проблемы. Но говорят не прямо, а косвенно, намекают на определенные трудности, думая, что родители могут их услышать и обратить внимание. Подростки не всегда готовы сами рассказать о своих тревогах и волнениях.  Они могут провоцировать родителей, чтобы привлечь к себе внимание. 

Бывает, родители вместо того, чтобы обратить внимание на проблемы подростка, начинают навешивать на него ярлыки: «Мы о тебе заботимся, а ты неблагодарный». В результате у подростка создается впечатление, что он настолько ужасен, что лучше закрыться и уйти в себя. Родители перенимают модель воспитания своих родителей. И если их подавляли в детстве, то и они начинают подавлять подростка. Вместо руки помощи подросток получает осуждение и остается со своими проблемами наедине.

Почему подросток может уйти из дома?

Анна Федорова

Как считает психолог Анна Федорова, подростки могут уйти из дома, поддавшись внезапному порыву эмоций.  Или же побег может планироваться заранее.

   
   

Родители могут заметить намерения своего чада по следующим признакам:  ребенок становиться замкнутым, у него появляются какие-то тайные переговоры, переписки, он начинает дольше, чем обычно, задерживаться на улице. Для родителей очень важно уделять подростку внимание и быть гибкими в отношении с ним.  Ребенок растет не только физически, но и психологически. Для подростков свойственно чувство взрослости, они хотят, чтобы с ними считались. Подростки тоже хотят участвовать в принятии важных семейных решений. Родители же  не  всегда считаются с этим желанием.

Другая распространенная причина побега из дома – авторитарный тип воспитания. Родители устанавливают жесткий контроль за ребенком, следят за каждым его шагом. Подростка это может угнетать, и избавление от родительской опеки он видит в побеге из дома.

Как правило, случаи ухода детей из дома редки потому, что дети боятся отрыва от семьи. Бывает, что родители просто вынуждают уйти ребенка, когда его бьют. Например, ребенок пришел со школы, получил двойку и мама берет ремень...  И это входит в обязательное расписание дня ребенка. Ранить можно не только физически, очень часто ранит слово. У некоторых детей хватает внутреннего ресурса, чтобы с этим жить, другие же уходят из дома, так как такая ситуация  становится для них невыносимой. 

Например, ребенок  говорит: «я уйду из дома, если вы не прекратите».  К этой ситуации можно относиться по-разному. Это может быть как шантаж и манипулирование, так и крик души. Чтобы разобраться, что же это, нужно спросить у ребенка, почему он решил уйти из дома. Бывает, что просто ему не с кем поговорить, поделиться тем, что происходит у него на душе. Необходимо поговорить с ним, разобраться с тем, что у него не так, снять эмоциональное напряжение  и проявлять к нему внимание.

Прежде всего, нужно видеть в своем ребенке личность. Попытаться понять его потребности и проблемы. Большая удача - поймать эмоциональный пик и увидеть, что происходит в душе у ребенка. Разговор с ним поможет снять эмоциональное напряжение, и необходимость ухода из дома у подростка отпадет сама собой. 

Проблемы начинаются с детства

Ольга Грузд

Психолог Ольга Грузд считает, что основная проблема во взаимоотношениях между родителями и детьми -  это отсутствие душевной близости. Если она есть, то родитель готов слышать ребенка, отражать эмоции и чувства и понимать, что с ним происходит. Когда нет близости и  взаимопонимания, подростковый возраст протекает очень кризисно. Психика в этом возрасте становиться неустойчивой. У подростка возникает понимание собственного «я», всё это на фоне гормональной бури, происходящей в организме.

Многие родители к этому не готовы. Не всегда им хватает родительской компетенции, нет душевной близости. Чтобы к подростковому возрасту эта близость была, очень часто надо понимать, что происходит у ребенка на душе, почему он проявляет себя тем или иным образом. Я бы порекомендовала книги  Юлии Гиппенрейтер, техники активного слушания, когда ребенка внимательно слушают, отражают его эмоции и чувства.  И  тогда ребенок начинает понимать их.

Например, идет мама с малышом после детского сада. Малыш устал, мама тоже устала, он капризничает и хочет общаться с ней.

Она же предъявляет ребенку какие-то требования, который тот  в силу усталости  не выполняет,  и мама может наругать его.  И  тогда ребенок кричит, что мама плохая. Он проецирует своё состояние на маму, он утомлен, ему может быть жарко и он капризничает, но не может сформулировать своё чувство:  «Мне плохо, я так устал».  И с помощью механизма проекции, он проецирует своё  состояние на маму. Что нужно сделать маме? Маме следует, как зеркало, отразить психоэмоциональное состояние ребенка: «тебе плохо, ты устал, поэтому ты сердишься и плохо себя ведешь». Важно обозначить эмоцию ребенка. Тоже самое можно проделать с эмоциями подростка: «ты злишься, поэтому ты мне это говоришь, давай с тобой поищем точки соприкосновения».

Как найти общий язык?

Нужно слушать и слышать ребенка, интересоваться его увлечениями, находить то пространство, где это возможно. Если родители поняли, что душевной близости нет, и хотят как-то наладить отношения, то им всего нужно сделать все возможное. Прежде всего, необходимо повышать родительскую компетенцию: посещать специальные курсы, читать определенные книги, прийти на консультацию к психологу, чтобы разобраться в ситуации и найти первопричины, которые привели к серьезным противоречиям. И тогда всем вместе (мама, папа, ребенок) находить пути разрешения противоречий и восстанавливать душевную близость. Нужно идти к ребенку, открывать свои объятия,   говорить о своих чувствах.

Иногда родители говорят, что любят своего ребенка, но не говорят об  этом ему. Им кажется, что это очевидно. Мы молчим о том, что мы любим, о том, что испытываем счастье, когда  дети  рядом, но если мы сердимся, обязательно им на это укажем. Утром, встав, обнимите ребенка, поцелуйте, посмотрите ему в глаза. Ведь очень часто родители не смотрят в глаза детям. Если чаще смотреть в эти глаза, можно понять, что с ребенком не так. Или у него радость и в глазах счастье, или у него печаль, уголки губ опущены, глаза смотрят вниз. Тогда родителям нужно уметь увидеть, а если они не умеют, значит этому нужно учиться, приобретать опыт! Нужно уметь говорить о своих чувствах. Если мы сердимся, мы говорим об этом. Если мы обижены, мы говорим об этом, а не замыкаемся в себе. Родителям важно говорить друг другу о своих эмоциях, и тогда они  будут лучше понимать, что происходит с другим человеком. Душевная близость и взаимопонимания - это основа счастливой семьи. Тогда меньше будет разводов, и дети будут чувствовать, что они любимы, и нужны.