Снова юбилей Кузбасса. 26 января Кемеровской области исполняется 80 лет

Кемеровская область отмечает юбилей со дня образования. © / Екатерина Волкова / АиФ

В начале 1943 г. Кемеровская область стала самостоятельным регионом, выделившись из состава Новосибирской. Спустя 80 лет историки продолжают гадать, почему в состав угольного региона вошла Мариинская тайга, почему столицей стал Кемерово, а не Новокузнецк, и было ли всё-таки письмо руководителя Новосибирской области с предложением отделить Кузбасс.

   
   

Была ли записка?

В рамках проекта «Кузбасс - взгляд в историю» профессор кафедры философии и общественных наук КемГУ, доктор исторических наук Александр Коновалов рассказал, как образовалась наша область в разгар Великой Отечественной войны в 1943 г. и какое значение это имело для страны. В том, что Кемеровская область выделилась из состава Новосибирской, историки не видят ничего экстраординарного.

В 1943- 1944 гг. подобным образом в СССР образовались Курганская, Тюменская, Томская, Ульяновская и др. области. Как правило, сначала подавалась записка с места от регионального руководителя о том, что есть потребность в выделении региона. Потом предложение рассматривали в разных инстанциях. И в конечном итоге решение юридически закреплялось Указом президиума Верховного Совета СССР. То есть имелся чёткий регламент.

Однако в образовании Кемеровской области до сих пор для историков есть белые пятна. В частности, нет объяснений, почему новой области была отдана именно такая территория, а Кемерово стал областным центром. И нет той «стартовой» стандартной записки секретаря обкома, какие находят при разукрупнении других регионов. Они зачастую похожи, мотивы одинаковые: мол, нужно усилить руководство, мобилизовать ресурсы. Но в случае с Кузбассом отработанный на остальных алгоритм нарушен.

К 1943 г. власти уже не справлялись в одиночку с огромной территорией, в которую входили нынешние Новосибирская, Кемеровская и Томская области.

Записка-то от секретаря Новосибирского обкома Кулагина, датированная июнем 1942 г., в архивах имеется. Это, по сути, первый официальный документ. Однако в ней нет и намёка на Кемеровскую область. Кулагин пишет о необходимости выделить Томскую область из состава Новосибирской, тем самым выступает за то, чтобы оставить себе Кузбасс. «Потому что если отдать в условиях 1942 г. Кузбасс в Томскую область, то Новосибирск потеряет фактически весь свой промышленный потенциал», - объясняет возможные мотивы руководителя Александр Коновалов.

Между тем в 1942 г. наблюдался кризис управляемости. В Кузбасс направлялось огромное количество эвакуированных - их численность составляла до 10% от населения региона. Также в Кузбасс было перевезено 79 - 82 предприятия. Таким образом, на один центр - Новосибирск - возлагалось огромное количество управленческих проблем. И по этому поводу Кулагина критиковали в ЦК партии. Однако его предложение 1942 г. по решению этих проблем так и осталось на бумаге.

кстати
В канун войны средний ежегодный прирост промышленной продукции Кузбасса составлял около 15%. В начале войны он повысился в два раза и составлял 31,5%.

Известно о ещё одном предложении - уже от академика Емельяна Ярославского. Он побывал в угольном регионе в декабре 1942 г. и составил записку Сталину, в которой предложил «выделить Кузбасс в самостоятельную область и дать туда сильного руководителя».

   
   

«Эта идея является первым пока найденным документально зафиксированным предложением о том, чтобы выделить Кузбасс», - подчёркивает кемеровский профессор. Ярославский предлагал также сделать Сталинск (ныне Новокузнецк) областным центром. Почему к его мнению не прислушались - тоже загадка для историков. В качестве объяснения Коновалов предлагает такую версию: «Центр в городе Кемерово является территориально более удобным, особенно при перемещении областного руководства из Новосибирска».

Загадка границ

Вопрос о границах тоже остаётся незакрытым. Целый ряд районов и девять городов отошли в 1943 г. к Кемеровской области. Но не все относятся к Кузбассу в классическом понимании. Ещё в 1930-х гг. Кузбасс сложился как экономико-географическое пространство, как промышленный район. И тогда никто не рассматривал северо-восток Кемеровской области как территорию Кузбасса.

Тисульский, Тяжинский районы и Мариинск были отдельным историко-культурным географическим пространством, которое условно называлось Мариинской тайгой. Прилегающие к Транссибу Тайгинский и Юргинский районы тоже не считались Кузбассом в пространстве 1930-х гг.

«Понять, почему Кемеровская область возникает именно в этих границах, мы можем только из какой-то нашей собственной логики, которая может не совпадать с логикой партийных функционеров», - рассуждает историк.

Кемерово в 1941 году. Фото: Государственный архив Кемеровской области

Столица не готова

На момент образования области Кемерово был городом, который никак не готовился стать центром. В начале войны в нём жило 140 тыс. человек, а к концу 1943 г. - 178 тыс. Капитальная застройка была мизерная, и с приездом новых областных чиновников возникали серьёзные проблемы с размещением. Даже не всем секретарям обкома выделялись отдельные квартиры, они ютились в коммуналках.

Лишь Семён Задионченко (первый секретарь Кемеровского обкома ВКП(б) в 1943-1946 гг.) имел исключительное право на отдельную жилплощадь. Да и тот, по записанному Коноваловым свидетельству современника, жил скромно, его квартира была обустроена весьма скудно. Было печное отопление, в связи с чем дочь Задионченко однажды едва не угорела от дыма. Из привилегий у первого лица области были разве что работница, которая приходила ему готовить, и служебный транспорт.

Город Кемерово в 1940-е годы не был похож на столицу. Фото: Государственный архив Кемеровской области

Сохранился документ - просьба плановой комиссии обкома о первоочередных мерах по благоустройству Кемерова. Они просили, чтобы в областной столице в 1943 г. построили как минимум два жилых дома на 90 квартир, 7 тыс. квадратов жилплощади барачного типа, а также Дом Советов для размещения областных учреждений (по типу строящегося в областном центре Алтайского края) площадью 8 тыс. кв. метров. Кроме того, на тот момент в Кемерове отсутствовали благоустроенные гостиницы, и требовалась хотя бы одна на сто номеров.

Результаты работы

Как решение об образовании Кемеровской области повлияло на жизнь региона? По воспоминаниям современников, первый секретарь Задионченко практически не сидел в кабинете, он постоянно ездил то по угольным городам, то по сельским районам. Такое приближение центра управления к промышленному производству вскоре дало положительные результаты.

Если сравнивать с 1940 г., то уже в 1944 г. валовая продукция всей промышленности региона выросла почти в три раза. Электростанции выработали в два раза больше энергии в 1945 г. по сравнению с 1941 г.

«Известная цифра - увеличение на 100% добычи коксующихся углей. Как говорится, Кузбасс работал и за себя, и за Донбасс. Если говорим о росте объёмов производства, то нужно сказать и о том, что увеличилось количество трудовых ресурсов: с 136 тыс. человек, работающих в промышленности в 1941 г., до 219 тысяч в 1945-м», - отмечает успехи вновь образовавшейся области Александр Коновалов.