Больше половины своей жизни 60-летняя Любовь Ахиярова работает дворником. Ветеран труда, она каждый день и в любую погоду встречает жильцов не только прочищенными и посыпанными дорожками, но и улыбкой, а ребятишек из «своих» домов угощает конфетами. kuzbass.aif.ru узнал, как празднует Новый год уникальный кузбасский дворник и что накрывает на стол.
«У меня идеальный порядок»
Рабочий день Любови Викторовны, улыбчивой светловолосой женщины невысокого роста, начинается, если идёт снег, с половины шестого. До работы по ул. Волгоградской ещё приходится идти 20 минут пешком, а по приходу — сразу вооружаться лопатой и бороться с непогодой. Единственный выходной — воскресенье.
«У меня на территории губернаторская гимназия, и надо, чтобы дети шли в школу по чистому месту. Если гололёд, всё обязательно посыпано. Проверки у меня очень частые. В шесть уже едет начальница: „Люба, держись, снег идёт, надо вытерпеть“», — рассказывает kuzbass.aif.ru Любовь Ахиярова.
Женщина знает все слабые места своих «подопечных» (на обслуживании у дворника — 2,5 многоквартирных дома — это больше 150 квартир) и понимает, что нужно сделать в первую очередь. Работает до 11:00 часов, затем перерыв до 15:00, а потом с новыми силами трудится до 18:00.
«У меня идеальный порядок: всё до асфальта, лавочки, козырёчки очищены всегда. Когда идёт снег, мы убираем только его. Как только прекращается, начинаем наводить красоту: вычищаем из-под лавочек, сдвигаем снег, чтобы не было сугробов», — с любовью рассказывает кемеровчанка, осматривая свои «владения».
Самая сложная для неё погода — осень и дождь, когда листву прибивает к асфальту или притаптывается мокрый снег — тогда быть гололёду. Морозов дворники не боятся, а со снегопадами порой помогают сами жильцы: если сильно навалило, выходят «девчонки», как их называет Любовь Викторовна: «Давай лопату!»
За 30 лет на одних и тех же домах Любовь Викторовна успела «вырастить» почти как своих внуков и правнуков жильцов — дети угощаются конфетами, а старушки выходят поболтать и поделиться своими радостями и печалями. Конечно, помнят про кемеровчанку и в праздники, одаривая разными презентами. Летом и осенью Любовь Викторовна и вовсе не покупает овощи и фрукты — со своих дач и огородов ей приносят плоды жители. А директор РЭУ поощряет дворника премиями, если видит, что всё хорошо, и не ругается.
«Черепашка» и ёлочки-булочки
Как Любовь Ахиярова празднует Новый год и праздники? Без размаха, потому что что у других людей — отдых, у дворника — работа. Она начинается уже с 5 утра 1 января — нужно убирать остатки салютов и праздничных гуляний. И так все 11 дней.
«У меня большая ответственность: люди идут выпившие, не надо, чтобы они упали или замерзли. Когда вижу, что кто-то лежит, подхожу и бужу, отправляю в подъезд», — рассказывает Любовь Викторовна.
Сама на Новый год не пьёт: накрывает с супругом скромный стол, смотрит поздравление президента и ради праздника ложится спать не как обычно в 19:30, а после курантов. Для создания атмосферы кемеровчанка вешает гирлянду на окна и готовит любимые блюда: салаты, горячее и обязательно выпечку.
«Я очень люблю стряпню: пряники в виде игрушек-зверюшек, ёлочки-булочки. Когда у меня на столе стряпня, душа радуется. Каждый год делаю торт „Черепашка“, она у меня получается свеженькая и мягонькая», — с улыбкой рассказывает Любовь Викторовна.
Помимо стряпни, на столе в уходящем 2025 году у кемеровчанки будет курочка или утка в духовке и пара салатов: селедка под шубой, потому что супруг попросил, и морковь, свёкла и сыр с чесноком. Ещё из любимых салатов — «Обжорка» (варёная говядина палочками, жареные и тоже нарезанные палочками яйца, корейская морковка и сметана) и «Нежность» (яйца, майонез и яблоко). Но эти блюда были новогодним угощением в прошлые годы.
«Я дома не сижу»
Выпечка с детства настолько полюбилась нашей героине, что она даже проводит мастер-классы в местном Центре общения для старшего поколения от Соцфонда — там пожилые с удовольствием делают песочное и дрожжевое тесто. Людям очень нравится.
«Пришла домой, постряпалась, отдала соседям, и я улыбаюсь», — простой рецепт счастья Любови Ахияровой.
Но кемеровчанка не только готовит в Центре общения — представители преклонного возраста там и поют, и вяжут, и ходят на концерты со скидкой.
«Мы везде. Я лёгкая на подъём, муж меня везде отпускает. Мы с подругой и за кулисы театра ходили, и на хаски ездили смотреть, и на выставку Шишкина в Томск ещё до того, как она приехала в Кемерово. Я дома не сижу, всегда в движении. Обязательно хожу на массаж раз в полгода перед зимой, чтобы спина не болела и ноги не сводило», — делится досугом Любовь Викторовна.
Отдыхает летом — в отпуск уезжает в санаторий, в городе не остаётся, чтобы не дёргали по работе. Когда нужно, остаётся у дочери в Новосибирске, и тогда с дворами помогает супруг. Начальство всегда входит в положение.
«Я не переживаю за детей, это главное. На работе уважают, муж хороший попался, дети у меня хорошие, внуки хорошие и директор хороший. Знаете, всё, что в жизни хорошее, мне досталось. Иногда жители спрашивают: „Ты когда-нибудь плачешь?“ Я говорю: „Нет“. Хотя, конечно, плачу. Всякое бывает. Но не надо показывать слёзы. Надо жить, улыбаться, работать и не сидеть дома», — раскрывает секрет своей жизнерадостности Любовь Викторовна.
«Придётся работать до смерти»
Но не всё так радужно в жизни Любови Викторовны: 30 лет назад она пришла наводить чистоту ради жилья (тогда за 10-летний стаж давали ордер на квартиру — аналог современного договора социального найма, то есть государственное имущество можно было законно приватизировать). Не успела отработать полгода до десяти лет, и программу отменили. Прошлая руководительница боялась дать ордер Ахияровой, мол, уйдёт. И приходится Любови Викторовне ютиться с супругом, бывшим слесарем, в служебной комнатушке 19 «квадратов» по коммерческому найму.
«Я плачу за неё пять тысяч рублей в месяц, плюс коммуналка — выходит восемь (уборка одного дома у Любови Викторовны стоит 10 тыс. рублей + премии — Ред.). Это очень большая для меня сумма. Я судилась три раза, чтобы претендовать на жильё, даже выиграла областной суд, но администрация оспорила решение. Когда я пришла в последний раз подписывать договор, мне сказали: „Вы же на пенсии, так что освобождайте квартиру“. И я заплакала. Говорю: „Ребята, а я куда? В хоспис или куда мне? Я столько вам отдала“. Теперь администрация ждёт, когда я уволюсь. Но придётся мне работать до самой смерти, иначе лишусь жилья», — с грустью говорит Любовь Викторовна.
Дети помочь родителям не могут: одна дочь — многодетная мать-одиночка, живёт в Новосибирске. Вторая хоть и в Кемерове, но воспитывает двоих детей. Обе зовут к себе, но жилплощадь такая, что будет не развернуться.
Два раза власти шли навстречу женщине в порядке исключения и предлагали общежитие по соцнайму, но в одном из них не было пола, а в другом — потолка. Тогда на плечах кемеровчанки были несовершеннолетние внуки (всего их у неё восемь), и заселяться в такое жильё было невозможно. После этого предложения от мэрии закончились.
На запрос kuzbass.aif.ru представители администрации ответили, что по закону жильё по договорам соцнайма предоставляется тем, кто состоит на учёте как нуждающийся в порядке очередности.
«Чтобы встать на жилищный учёт, необходимо пройти процедуру признания малоимущей, собрать документы по перечню из Закона Кемеровской области № 68, подтвердив, что на каждого члена семьи приходится менее 10 кв. м общей площади, и подать заявление в МФЦ», — пояснили чиновники.
Однако как малоимущая кемеровчанка не проходит. Быть может, когда-нибудь одно из главных новогодних желаний Любови Ахияровой исполнится, и она спокойно встретит старость на пенсии в своём собственном уголке.