Как воспитать гения?
Анна Иванова, «АиФ-Кузбасс»: – Наталья Анатольевна, на минувшей неделе ваш лицей (наряду с ещё четырьмя кузбасскими лицеями и гимназиями) вошёл в топ-500 лучших школ России. В прошлом году занял 13-е место по стране по количеству учеников-призёров олимпиад. Этим летом один из ваших выпускников сдал ЕГЭ по трём предметам на 100 баллов. Как вы добиваетесь таких успехов?
Наталья Фоменко: – Во-первых, в лицее учатся академически одарённые дети, в основном на «четыре» и «пять». Они поступают к нам после 8 класса, сдают вступительные экзамены. Конкурс при поступлении – два-три человека на место, но был год, когда к нам поступало шесть человек на место в химико-биологический класс.
Ведь сегодня диплом олимпиады – это путёвка для поступления в престижный вуз. Не последнюю роль играет и оснащение лицея. За высокие результаты ЕГЭ мы трижды получали гранты в общей сумме 30 млн руб., львиная доля этих денег пошла на технику. Если раньше главными инструментами были мел, тряпка, доска, то сегодня их заменили интерактивные доски, планшеты, электронные книги, компьютеры, Интернет. Ученики так и пишут: «Спасибо за знания и за Wi-Fi». И конечно, путеводной звездой на пути к знаниям является учитель. К слову, педагоги, чтобы попасть к нам на работу, тоже проходят конкурс.
– Могут ли дети в обычных школах добиваться таких успехов? Что для этого нужно сделать детям, их родителям, учителям?
– Конечно, могут. Для этого нужно, чтобы совпали два условия – желания и возможности. Если у ребёнка есть способности, если он хочет учиться, а педагог способен дать глубокие знания, пользуется дополнительной литературой, сам решает задания, если родители поддерживают это желание развиваться, то любая вершина досягаема. Ведь не все дети уходят из школ в лицеи, многие остаются, доверяя опыту, мастерству, таланту своего учителя.
– А как чувствует себя ребёнок в жёстких условиях конкуренции? Я слышала, как взрослые жаловались, что умницы-отличники, попадая в лицей, скатываются на тройки.
– На первых порах бывает тяжело, но в итоге все лицеисты адаптируются, с ними работают психологи. Сложность перехода из школы в лицей определяется тем, что меняются требования. В лицее не спрашивают пересказ параграфа, не требуют решения по стандарту, а ждут творческих решений, того, чтобы ребёнок вступил в диалог с учителем и одноклассниками. Если ребёнок и имеет «тройку», то всё равно уровень его знаний выше, чем в общеобразовательной школе, и это подтверждают результаты ЕГЭ. Но среди девятиклассников учитель ищет звёздочек. Заметил потенциал – стал подкидывать задания посложнее, вовлекать в дискуссию и т. п. И ребёнок раскрывается!
Столица стала доступнее
– 43% выпускников-новокузнечан предпочли вузы других городов. Проблема «утечки мозгов» тревожит и городские власти, и областные. Например, на августовском педагогическом совете замгубернатора Елена Пахомова выразила тревогу по поводу растущей миграции: если в 2010 г. из Кузбасса уехали 19% выпускников школ, то в 2013 г. – уже 29%. Куда поступают лицеисты и не ругают ли вас за непатриотизм по отношению к Кузбассу?
– Когда-то пределом мечтаний наших выпускников были вузы Томска и Новосибирска, а последние пять лет, после введения ЕГЭ и расширения сети олимпиад, досягаемыми стали столичные университеты. В этом году из 125 одиннадцатиклассников только десять остались в Новокузнецке. Больше всего ребят уехало в Санкт-Петербург, остальные выбрали Москву, Томск, Новосибирск, Кемерово. Мы, конечно, понимаем: где родился, там и пригодился. Но, может, такие ребята, как Игорь Самсонов (рекордсмен-стобалльник) или Саша Талицкий (победитель трёх региональных олимпиад) больше нужны России? Они имеют право учиться в лучших вузах страны и воспользовались им.
– Бесспорно, в МФТИ, где готовят только будущих учёных, или в МГИМО более высокое качество образования. Перспективы карьерного роста у выпускников столичных вузов выше, чем у местных, они более востребованы на рынке труда. А бороться с «утечкой мозгов» можно, создавая в городах такие условия, чтобы выпускник захотел здесь жить, работать, открыть своё предприятие. Например, нередко выпускники медицинских вузов возвращаются на малую родину, т. к. родители здесь живут и есть предложения работы с хорошими перспективами.
Как сохранить уважение?
– И в фильмах, и в жизни встречается классический образ педагога-консерватора – носителя истины в последней инстанции. Наблюдаю за своими ровесниками, проработавшими в школе больше десяти лет, и вижу, что у них появляются подобные черты несгибаемой правильности и неприятия нового. Как педагогу не закоснеть в профессии?
– Допускаю, что некоторым учителям бывает не до самообразования, т. к. приходится искать способы увлечь ребят учёбой, призвать к дисциплине, повысить их успеваемость. В лицее не нужно заставлять детей учиться, здесь другая проблема: нужно постоянно самосовершенствоваться, на что не всегда хватает времени. Но у нас не закоснеешь – ученики не дадут. Бывает, приходишь на урок, и ученик говорит: «Я нашёл интересную задачку, давайте решим». И все начинают искать решение. Или взять подготовку к олимпиадам, задания которых предполагают знание вузовских программ. Когда учитель живёт в олимпиадной гонке, он, как вечно играющий тренер, не может сойти с дистанции, должен постоянно расти.
– Отношение к учителю поменялось, его слова и поступки уже не принимаются на веру, как было раньше. Да и сама профессия не занимает больше высокие строчки в рейтингах престижности. Как вернуть былое уважение к учителю?
– Последние события, когда с экранов ТВ разоблачают и обличают педагогов, изменили отношение к учителю в целом. Но я думаю, что надо работать. Тот негатив, который есть сейчас, – это временное явление. Если учитель хороший, то к нему отношение не поменяется. Я, например, до сих пор с большой теплотой вспоминаю своих учителей, с их примером иду по жизни. Если педагог любит детей, если достойно ведёт уроки, имеет хороший результат, то в любые времена он будет уважаемым человеком.