Читайте также: | |
---|---|
Первомай ещё праздник | |
С 1960 года и до сего дня он ни разу не изменил своей любимой профессии, потому что нашёл в ней своё счастье.
Михаил Фатеевич скоро отметит 70-летний юбилей.
Сегодня он, не по годам шустрый, весёлый, прикуривая сигаретку от уголька из раскалённого кузнечным горном очага, говорит: «Да, профессия непростая, требует много сил, упорства и выносливости. Но она для меня и самая интересная. Учиться ведь ей нужно всю жизнь, чтобы понять характер раскалённого металла, знать, как правильно его раскалить, закалить, выковать».
Сейчас настоящих кузнечных мастеров в Кузбассе можно по пальцам перечесть. К Михаилу Рыжову в кузницу, которую он себе оборудовал в старой мастерской одной из управляющих компаний, люди едут за помощью из всех окрестных территорий. И он помогает: куёт гвоздодёры, колуны, кувалды, топоры и другие инструменты. В своём хозяйстве кузнец тоже пользуется только инструментами собственного изготовления. Говорит, что и жена Любовь Анатольевна никогда не станет работать на огороде тяпкой, граблями или вилами, если он собственноручно их не выковал.
Кузнец — профессия вечная
— Мои предки тоже работали кузнецами, жили в достатке, всегда были уважаемыми людьми. В Красноярском крае нашу семью раскулачили и выслали в Яю. Здесь я окончил 7 классов, а потом поехал учиться в анжерское училище, попал к хорошим наставникам в группу, где обучали кузнецов. Так и началась моя кузнечная биография, — вспоминает Михаил Рыжов. — Вначале учился ковать обычной кувалдой, к механическим молотам нас, молодых, тогда и не подпускали.
Мест работы с тех пор он немало поменял: трудился в Анжерке, в Новокузнецке, в Яе на заводах. Как наставник он обучил кузнечным премудростям десятки учеников. Михаил Фатеевич уверен, что и нынешнюю жизнь без хорошего кузнеца представить невозможно. В том же машиностроении, к примеру, 90% всех деталей обязательно проходят кузнечную обработку. И раньше так было, и ещё много лет без кузнечного ремесла нам не прожить. Хотя, казалось бы, любые инструменты и детали можно теперь купить. Но вот только качество их оставляет желать лучшего. Потому местные жители и говорят: «Если дядя Миша закалит или скуёт инструмент, то веками он будет служить, а купишь в магазине, на день поработать не хватит — погнётся да сломается!»
Пока силы есть
Кузнец расстраивается, что сейчас стали чаще всё кругом ломать, а не строить: «Много появилось желающих одной рукой старую подкову согнуть, но считаю — дурное дело нехитрое. А вот чтобы научиться двумя руками самим выковать подкову, таких умельцев не находится», — рассуждает Михаил Фатеевич.
И не рад дядя Миша, что остался на весь район один, кто ещё молот в руках держит. Молодых преемников нет. Рабочая специальность теперь не в чести, да и кузниц не осталось. Предприятия развалились, о колхозах и совхозах, где всегда был в почёте кузнец, тоже остались одни воспоминания. Вот и ищут дядю Мишу земляки на рыбалке, на даче, дома — где застанут. Просят то деталь какую закалить, то инструмент ладный сработать. Никому он не отказывает. Только с сожалением говорит, что за последние годы его земляки все железяки перетаскали скупщикам металлолома. А купить качественный металл — не каждому по карману. Поэтому часто приходится просить заказчиков, чтобы они приносили ему нужные заготовки для кузнечной работы. Например, чтобы получился хороший топор или колун, просит раздобыть старые рессоры от ЗИЛов или КРаЗов.
— Была бы хорошая заготовка, а я от всей души и пока силы есть, скую из неё на века инструмент, — гордо говорит кузнец.
Смотрите также:
- Кого лень не победит? Спортсмен – о трудностях, больных людях и пандусах →
- Изменить среду «под себя». Сельчанка - о том, как возродить деревню →
- На солдатских портянках учился живописи →