Корабль Crew Dragon с космонавтом Роскосмоса Александром Гребёнкиным, уроженцем кузбасского города Мыски, вернулся на Землю после 235-суточной экспедиции. На МКС вместе с сибиряком были астронавты NASA Мэттью Доминик, Майкл Барратт и Джанетт Эппс. Рассказываем подробнее о послеполётной адаптации под контролем медиков.
Проверяют сразу на корабле
«После космической командировки и приводнения космонавт Александр Гребёнкин чувствует себя отлично!» — поделились сотрудники Роскосмоса и выложили радостное фото Александра.
Садился космический корабль 25 октября на воду. Специалисты Центра подготовки космонавтов им. Ю. Гагарина объясняют, что это очень непростая процедура, которая может усилить симптомы болезни движения: «При эвакуации космонавта и астронавтов, их нахождении на спасательном судне также может быть волнение моря и, соответственно, усиление всех неблагоприятных симптомов. Поэтому они проинформированы, как нужно себя вести и как двигаться в первые секунды-минуты после посадки».
Если при приземлении на корабле «Союз» все медицинские процедуры проводят рядом с местом посадки, то при приводнении приходится работать на плывущем корабле, что усложняет процесс. Но всё отработано до автоматизма — врачей и членов спасательной бригады заранее обучают, как оказывать помощь экипажу в таких условиях, в том числе в случае нештатных ситуаций.
После того, как астронавтов и космонавта достали из корабля, их транспортировали на специальных каталках-кроватях. В первые часы после посадки вестибулярный аппарат адаптируется к земным условиям — это проще, чем привыкать к невесомости, потому что организм уже хорошо знаком с гравитацией.
«Самое важное — это покой в первые часы, минимум движений головой, резких движений, здоровый сон. Если есть обезвоживание организма, то понадобится восполнение жидкостью и симптоматическое лечение при необходимости. Именно поэтому в первые сутки рядом с космонавтами дежурят врачи экипажа, которые строго следят за режимом отдыха, движений, приёма жидкости и назначением лекарственных средств», — пишут сотрудники Центра.
Каждому по эксперименту
Сразу после возвращения космонавтов осматривают медики, которые тут же мониторят основные параметры организма — проводят пульсоксиметрию, измеряют артериальное давление, частоту сердечных сокращений и дыхания, по показаниям регистрируют электрокардиограмму. Могут выполнить и другие исследования сразу на корабле (даже УЗИ).
Когда космонавты прилетают в профилакторий, их осматривают уже конкретные узкие специалисты: терапевты, офтальмологи, неврологи, хирурги, стоматологи, лор и другие. Они исследуют биологические материалы, а после начинается серия послеполётных исследований по научным космическим экспериментам. Для Александра Гребёнкина это эксперимент «Кардиовектор», который изучает механизмы адаптации сердечно-сосудистой системы к воздействиям на организм длительного космического полёта.
На следующий день после отдыха происходит ортопроба — стандартный нагрузочный тест, где оценивается изменение периферического кровообращения при переходе человека из положения лёжа в положение сидя и стоя.
«Выраженность реакции на изменение положения позволяет понять, насколько космонавт восстанавливается и возможно ли расширение двигательного режима послеполётной реабилитации. Параллельно оценивается физическая работоспособность и уточняются аспекты индивидуальной программы физической реабилитации», — объясняют специалисты Центра. На реабилитацию Гребёнкин остался в США.
Как космонавты готовятся к возвращению на Землю?
Недостаточно просто полететь на Землю в назначенную дату, к этому нужно готовиться. Александр тренировался в специальном пневмовакуумном костюме «Чибис-М», чтобы перераспределять кровь от верхней половины туловища в нижнюю. В два раза выросло количество тренировок на беговой дороже — так готовят сердце и опорно-двигательный аппарат организма.
Космонавт перед спуском на воду надел специальный костюм под скафандр, который профилактирует неблагоприятное влияние невесомости. Костюм сжимает вены нижних конечностей для улучшения переносимости нагрузки на спуске и во время приводнения корабля. После того, как с Александра сняли этот скафандр, несколько дней он носил отечественный индивидуальный профилактический костюм «Кентавр».
«Ещё находясь на станции, Александр Гребёнкин проверил медикаменты, которые должны были находиться в корабле и в скафандровой сумке, согласовал схему приёма солевых добавок и препаратов от болезни движения. Космонавту была назначена диета, определена тактика действий в корабле при возникновении различных симптомов, даны рекомендации, как себя вести в первые минуты приводнения, как будет происходить эвакуация и транспортировка, какие обследования и назначения для Александра на Земле запланированы», — рассказывают сотрудники Центра подготовки космонавтов.
Александр Гребёнкин отправился на МКС 4 марта. Мы подробно рассказывали о детстве космонавта, его уже тогда проявлявшемся стремлении делать самолётики, и о том, как он пришёл к мечте многих советских мальчиков.