Всех излечит, исцелит. Профессор о «геномных таблетках» и информстрессах

С живыми уголками в школе стало трудно: существует множество требований СанПиНов, которые сейчас соблюсти крайне сложно. © / Samuel Giacomelli / unsplash.com

Почему в школах не препарируют лягушек? Стали ли дети глупее? Что интересует учёных-биологов со всего мира? Как стать спокойнее? На эти и многие другие вопросы ко Дню учителя «АиФ в Кузбассе» ответил профессор и школьный учитель биологии Олег Петунин.

   
   

Биология в школе не на том месте

Анна Городкова, kuzbass.aif.ru: Олег Викторович, изменились ли школьники за 1-2 поколения? Правда ли раньше были «умнее»?

Олег Петунин: Я бы так не сказал. Интеллектуально уровень остаётся прежним, но изменилось отношение к учёбе, упала ответственность. По моим наблюдениям, в 90-е трудные годы дети больше понимали, что жизнь — штука конкурентная, что в этой конкуренции важно иметь достойные стартовые позиции в виде хорошего школьного образования и что для этого надо трудиться. Дети меньше надеялись на репетиторов и прочие вспоможения.

— Как с годами меняются стандарты обучения биологии? Вот раньше на уроках препарировали лягушек и давали посмотреть микробов в микроскопе. Теперь и микроскопы есть не в каждой школе, про лягушек и вовсе молчу.

— Стандарты меняются концептуально. В подходах к выстраиванию школьного биологического образования отказались от концентров, опять перешли на линейную систему. При концентрическом подходе предмет выстроен в виде нескольких курсов, которые предполагают повторяемость, возврат к изучению материала курса на более высоком уровне сложности. А при линейном подходе курсы следуют друг за другом, повторов и возврата нет. Ботаника, зоология, анатомия и в 10-11 классе общая биология. Думаю, в последнем варианте больше толку и смысла, возможности изучать анатомию, физиологию, ботанику.

Но пенять на стандарты, что они не дают возможность проводить опыты с животными, нельзя. Они позволяют препарировать тех же лягушек — уроки изобилуют десятками лабораторных, проектных, практических работ. Если у педагога есть желание, он может выстроить экспериментальную базу, найти соответствующее оборудование и проводить собственные опыты. Это возможно, просто раньше подобное было более чётко прописано в самих учебных программах, а сейчас организационный механизм стал сложнее (всё ушло во внеурочную деятельность).

   
   

— Чего не хватает нашим кабинетам биологии, чтобы, допустим, больше школьников заинтересовать этим предметом и потенциально увеличивать число медиков, которых всегда не хватает?

— Квалифицированных педагогов. Сейчас-то есть оборудование, но оно используется не на 100% или вовсе простаивает.

Биология считается, к несчастью, лёгким устным предметом, и ведут его часто специалисты, которые прошли быструю профессиональную подготовку. Биология в их арсенале на пятом месте, потому что они преподают сразу несколько предметов. И, соответственно, нет специалиста, нет успехов, нет заинтересованности и нет того места, на которое биология должна быть поставлена в школьном образовании.

Стремимся к активной старости

— Насколько биология сейчас научно развита, интересна сообществу учёных, если её сравнить с любым другим школьным предметом? О чём ведутся споры?

— Пик популярности и привлекательности биологии находится на острие научного прогресса. Связано это с тем, что биология является научной основой для многих более практикоориентированных наук, сфер деятельности человека — медицины, селекции. В связи с этим надежды на биологические исследования, на их результаты возлагаются в решении в ближайшие десятилетия проблем онкологических болезней, на появление растений, устойчивых к разным факторам неблагоприятных условий среды (к засухе, ветру, болезням и т. д.).

Все, наверное, слышали о так называемых геномных таблетках. Имея на руках расшифровку генов человека, медики анализируют его склонность к разного рода заболеваниям. Специалисты могут нивелировать эту предрасположенность через соответствующую таблетку. Допустим, предотвращать повышенный уровень холестерина и, как следствие, целый ряд заболеваний сердечно-сосудистой системы. Не снимается с повестки дня и борьба со старостью: продолжение активной жизни — задача, которую биологи пытаются решать в настоящее время.

Казалось бы, биология должна быть крайне привлекательной для учащихся. Но пока массовости, судя по статистике сдачи биологии на ЕГЭ, нет. Возможно, это связано с тем, что биология считается одним из самых трудных экзаменов для сдачи на ЕГЭ.

— У вас также есть пособие про физиологию нервной системы. Почему мы так много нервничаем? Можно ли с биологической точки зрения снизить стресс?

— Причины стрессовых реакций не меняются со времен античности. Это перегрузка организма, в настоящее время — информационная. Мы гонимся за всё бОльшим количеством каналов и забываем про информационную гигиену. Не следует забывать, что нам ещё приходится осваивать огромное количество информации, связанной с профессиональной деятельностью.

Рекомендации мало меняются тоже: стоит ограничить количество информационных каналов и оставить 3, 4, 5 — не больше, щадить себя, не подвергать излишней самокритике, ложиться спать вовремя (желательно до полуночи), вкусно питаться, красиво одеваться, отдыхать и менять деятельность. Важно находить время для самых обычных человеческих радостей. Всё это в конечном итоге может снять отрицательную стрессовую реакцию.

— Почему дикие животные выходят к людям и как вести себя, если это произошло?

— Животные приходят к человеку в ситуации безысходности. Но следует различать, когда выходит тот же, например, бурый медведь в поисках пищи, или когда лосиха призывает человека вызволить лосёнка из ямы или капкана.

Если из-за неурожая орехов медведь не нагулял жиру, то может покинуть насиженное место — в этом случае лучше с таким зверем не встречаться. Нужно уметь расшифровывать знаки, которые подают животные, оказывать помощь, но ни в коем случае не ждать благодарности, не бросаться к этому животному обнимать, гладить и т. д. Дикие звери есть дикие звери, они относятся к людям настороженно, поэтому вести себя с ними нужно очень аккуратно.

Без труда Швейцарией не стать

— Если угольщики не будут разравнивать отвалы, и когда они все зарастут, Кузбасс станет горным регионом? Есть ли у нас шанс стать лет через дцать условной Швейцарией?

— Скорее, стать нам Швейцарией поможет Шерегеш. Искусственно создать Швейцарию где-либо, где идут активные углеразработки, тем более вскрышные работы, связанные с открытой добычей угля, не получится. Все наши насыпи с горными породами и карьеры не приведут к улучшению экологической ситуации и состояния природы края.

Если мы хотим нивелировать отрицательные последствия изменения природы, то, конечно, надо рекультивировать территорию. Если же мы оставим всё как есть, то через десятилетия, возможно, через одно-два столетия планета справится, и следы человеческой деятельности зарубцуются. Но эти насыпи через некоторое время утратят вид неких возвышенностей, положительных форм рельефа. Всё более-менее выровняется. Поэтому пустить всё на самотек можно, но это абсолютно точно не превратит наш край в цветущую Швейцарию.

Досье
Олег Викторович Петунин. Доктор педагогических наук, профессор КемГУ. Учитель биологии в школе № 32 г. Прокопьевска. Родился в 1964 году в Прокопьевске. Автор более 400 научных и научно-методических работ, в том числе монографий и учебно-методических пособий для преподавателей и обучающихся. Отличник народного просвещения Российской Федерации.