«Жди меня!» Волонтёр программы рассказала о поиске пропавших людей

Пункт приёма пользуется популярностью, и одного на город вполне достаточно. © / Татьяна Спиридонова / Из личного архива

Татьяна Спиридонова, главный библиотекарь отделения «Городской абонемент» Кемеровской областной научной библиотеки им. В. Д. Фёдорова и волонтёр программы «Жди меня», за четыре года нашла около тысячи потерявшихся когда-то людей.    
   

Люди и их ошибки

Анна Городкова, «АиФ-Кузбасс»: Татьяна, почему у вас возникла идея искать людей? К такого рода занятиям обыч­но подталкивают какие-то личные переживания…

Татьяна Спиридонова: Когда-то моя подруга разыскивала своего отца и попросила меня помочь – оформить электронную заявку, в которой содержится множество вопросов. Заполняя форму заявки, я задумалась: «Как это здорово – иметь возможность помогать людям в поиске. Ведь человек надеется на встречу, не спит ночами, переживает.

А добровольные помощники помогают людям встретиться, стать счастливее». Потом у меня появилась возможность самой находить людей, и я обратилась в редакцию программы «Жди меня» с предложением своей помощи. Первый раз мне прислали около десяти заявок. Найти удалось чуть больше половины. Так дело пошло дальше, со временем мне дали и другие регионы (Иркутскую область, Алтайский край).

– У программы больше пятисот волонтёров, вы поддерживаете связь с кем-то из них? Отличается ли работа волонтёров Кузбасса от других?

– Нас не знакомят между собой, каждый работает сам по себе. Работа отличается только методом поиска. От регионов это не зависит. Нередко одну и ту же заявку отправляют одновременно нескольким волонтёрам. Поскольку возможности поиска у всех разные, то группой помощников найти человека проще и быстрее.

– Как обычно происходит разлука, почему люди теряют друг друга? И кто кого потом ищет?

   
   

– Чаще всего люди теряют связь из-за перемены места жительства. Много бывает случаев, когда дети ищут своих родителей, потерявшихся после развода. Бывает и наоборот: родители ищут своих детей спустя несколько лет после развода. Ищут друзей детства, родных, сослуживцев. Зачастую причиной потери связи служат элементарные человеческие ошибки: люди пишут письма, но путают буквы в названиях городов, посёлков и улиц, номера домов меняют местами с номерами квартир, и в результате письмо возвращается автору за отсутствием адресата.

Татьяна оформляет заявку. Фото: Из личного архива/ Татьяна Спиридонова

– Сколько обычно людей находится?

– Мне удаётся выполнить с положительным результатом в среднем две трети количества поступающих заявок. Правда, бывают случаи, когда люди, сменив своё место жительства, не торопятся с регистрацией по новому адресу. В таких случаях, к сожалению, установленные помощником координаты являются уже неактуальными.

Как родители теряют детей

– Вы можете поделиться историями потерявшихся людей и нашедших друг друга, которые вам больше всего запомнились?

– Больше всего мне запомнилась история, произошедшая в Кемерове много лет назад. На вечерних танцах одного из местных предприятий девушка познакомилась с молодым человеком, милиционером. В тот вечер он был на службе, охранял порядок на мероприятии. После танцев он проводил до дома свою новую знакомую. Так у Ирины и Владимира (имена изменены. – Прим. ред.) завязались отношения. Спустя какое-то время Ирина уехала в другой город, где вскоре вышла замуж. Но нежные чувства к своему первому возлюбленному у неё сохранились. Она получала от Владимира письма, читала их и бережно хранила. А потом письма прекратились. Прошли годы. Судьба Владимира была Ирине неизвестна, и давние чувства подтолкнули её написать письмо самой. Ответа не последовало.

Через соцсети Ирина обратилась к нескольким кемеровчанам с просьбой съездить по указанному адресу и уточнить, не переехал ли нужный ей адресат. Все кемеровчане отвечали, что такого адреса нет. Ирина обратилась за помощью в «Жди меня».Когда я взялась за поиск Владимира, первым делом уточнила адрес. На указанной Ириной улице действительно нет дома с таким номером, хотя адрес был взят, по словам Ирины, с конверта письма, присланного Владимиром. Пришлось поработать со старыми картами города. Оказалось, что в том месте, где стоит дом Владимира, позже появился перекрёсток, и адрес дома изменился. Однако и по изменённому адресу Владимир уже не проживал. Найти его мне так и не удалось. Но я нашла его маму. Координаты мамы передала в редакцию программы «Жди меня». Очень надеюсь, что Ирине и Владимиру удалось встретиться.

– Как получается, что родители теряют своих детей? Не укладывается в голове.

– Одни уходят в армию, служат в другом городе и после службы там остаются, другие уезжают на заработки, третьи создают свои семьи в других городах и потом снова переезжают. Переезды чаще всего служат причиной потери связи. Была одна история, к примеру, которую рассказала в письме пожилая женщина, когда-то усыновившая и вырастившая соседского мальчика, оставшегося без родителей. Мальчик знал, что его мама приёмная, но относился к ней с большим уважением, теплом и заботой. Вырос, отслужил в армии, уехал на заработки в Иркутск. Писал каждый месяц тёплые письма, высылал деньги, а потом пропал. Мать ждала от него писем два года. Не дождавшись, обратилась за помощью в редакцию «Жди меня». Заявка на поиск попала ко мне. Её сына я нашла сразу – к сожалению, два года назад он умер. Просто матери об этом сообщить было некому.

– Каково вам самой пропускать все эти истории через себя? Мне кажется, это должно отнимать много душевных сил.

– Поначалу было тяжело. Переживала за каждого. Потом привыкла.

– Друзьям не предлагали заняться поисками людей?

– Нет, не предлагала. Во-первых, далеко не все имеют возможность вести поиск. Во-вторых, желание работать бесплатно, оказывая помощь, должно идти от души, а не по чьей-то просьбе. Я никогда не распространялась о своей помощи редакции программы. Моя цель – сделать людей хоть чуточку счастливее, помочь людям найти друг друга, даже спустя годы. Своей цели я добилась. Мне приятно осознавать, что благодаря моему труду счастливых людей на свете становится всё больше.

Когда ведомствам в поиске людей помогают добровольцы, шансы на найти кого-либо удваиваются. Фото: пресс-служба МЧС РФ

– А сколько эта работа отнимает времени? Со своими близкими связи рвать не приходится?

– От этого занятия никто из близких не страдает. Любви хватает на всех. С детьми есть договорённость: если у меня что-то срочное, совместный досуг отодвигается. Если ничего срочного нет, то мы вместе гуляем, играем, посещаем музеи, выставки, а потом я берусь за выполнение заявок.

За спрос денег не берут

– Расскажите про пункт приёма заявок в библиотеке. Как руководство отнеслось к вашей идее? И не хотите ли вы разместить такие пункты ещё по городу?

– Руководство библиотеки отнеслось к моему предложению с пониманием и одобрением. Вся необходимая техника была предоставлена в кратчайшие сроки. Мы получили разрешение от телекомпании «ВИД» открыть пункт приёма заявок. Сотрудники отделения «Городской абонемент», где он размещён, прошли необходимое обучение. За час до открытия уже пришёл первый заявитель. Так и началась работа нашего пункта.В создании дополнительных пунктов в Кемерове я не вижу смысла. Наш город небольшой. К тому же приём и размещение заявок ведётся абсолютно бесплатно. Не у всех есть возможность заниматься благотворительностью.

– Есть ли информация о тех, кого уже нашли благодаря кемеровскому пункту?

– Удалось ли уже кого-то найти, мы не знаем, поскольку работаем в одностороннем режиме – заявки оформляем на сайте «Жди меня». Дальнейшая судьба разыскиваемых людей нам неизвестна. Сотрудники пункта не занимаются поиском людей, не отслеживают дальнейшую судьбу заявок, не запрашивают в редакции результаты поиска. Оформляя заявку, мы всегда надеемся на удачный результат.