Жизнь на полном приводе. Как энтузиаст создал клуб джиперов в Кузбассе

Аркадий Аношин, джипер, организатор первых в Новокузнецке внедорожных соревнований «Кузнецкие дебри» и трофи-рейдов, создатель новокузнецкого клуба «4х4». © / Новокузнецкий клуб автомобильного спорта «4х4»

Он воспитал целое поколение джиперов. Считал, что настоящее мужское дело — загнать машину в грязь, утопить ее, а потом вытащить. До безумия любил бездорожье и делился этой страстью со всеми. Аркадий Аношин, организатор соревнований и трофи-рейдов, создатель легендарного новокузнецкого клуба «4×4», наставник дворовых мальчишек, смог превратить Новокузнецк во внедорожную столицу Кузбасса. Он умер в 2017 году, но его дело живо до сих пор.

   
   

История любви к бездорожью

Неуёмная любовь к технике, азарту и приключениям началась у Аркадия ещё в детстве. Вместе с друзьями он делали своими руками маленькие машинки с моторчиками и устраивал соревнования, гонял на велосипеде, особенно любил делать это по грязи, катался на беговых и горных лыжах, участвовал в разных соревнованиях и походах. Был человеком-двигателем, генератором идей и душой компании. Именно так вспоминают о нём друзья. И бездорожье любил всегда.

«На УАЗике мы объездили с ним, наверное, все новокузнецкие окрестности, залазили в такие дебри! Помню, когда нас встречали в непроходимой тайге геологи, спрашивали, как нас сюда занесло? Ведь добраться туда могли только на больших Уралах», — вспоминает друг детства Аркадия Виктор Кобзарь. Идеей провести первые внедорожные соревнования загорелся в 1996 году — после того, как сам впервые поучаствовал в подобных в Красноярске. Именно там он увидел, что такое настоящий внедорожный спорт, и понял: это его стихия. Так родились «Кузнецкие дебри».

Джиперы не боялись бездорожья. Фото: Новокузнецкий клуб автомобильного спорта «4х4»

Хаос, грязь и энтузиазм

Найти место, уговорить спонсоров, привлечь участников... Задача для первых гонок казалась непосильной, но энтузиазм Аношина был заразителен. Поздней осенью в 1999 году в Сосновке на старт вышли первые покорители бездорожья на УАЗах, Нивах и даже на экзотическом по тем временам «Хаммере». Зрителей собралось несколько сотен — невиданное зрелище для Новокузнецка!

«Соревнования представляли собой ориентирование по карте с несколькими контрольными точками. Кто быстрее объедет все точки и вернется на финиш — тот и победил. Но главная интрига заключалась в том, что никто толком не знал, куда ехать. Хаос, грязь, адреналин — все это создавало неповторимую атмосферу первых соревнований», — вспоминает их участник Сергей Левин.

«Кузнецкие дебри» быстро набрали популярность, привлекая гонщиков не только из Кузбасса, но и из соседних регионов. Традиционно они проходили два раза в год на протяжении порядка 10 лет. И ни разу не повторялись — Аркадий всё время развивал идею «Дебрей»: придумывал новые трассы, усложнял задачи для участников, стремясь сделать соревнования максимально интересными и захватывающими.

   
   

Эпоха «4×4»: как родился легендарный клуб

«Кузнецкие дебри» имели оглушительный успех. Стало понятно: в Новокузнецке есть целое сообщество людей, которым интересно покорять бездорожье. Так возникла идея создать клуб «4×4». Он стал местом притяжения для любителей внедорожного спорта, байкеров и ретро-автомобилей.

«Здесь всегда кипела жизнь: можно было отремонтировать свой автомобиль, построить новый, получить совет, просто пообщаться с единомышленниками. Это было настоящее мужское сообщество, где все «горели» общей идеей и готовы были прийти друг другу на помощь. В гаражах клуба постоянно кто-то крутил гайки, что-то варил, сверлил, работала болгарка. Аркадий был душой этого места, он всегда фонтанировал идеями и заряжал своей энергией всех вокруг, — вспоминает его друг и участник клуба Ростислав Бардокин.

Под руководством Аношина в клубе создавались не только «прокачанные» внедорожники, но и кастомные вездеходы и квадроциклы, восстанавливались раритетные авто.

Автомобильный спорт объединил самых разных людей, увлечённых одной темой. Фото: Новокузнецкий клуб автомобильного спорта «4х4»

От гаек — к экспедициям

Аркадий никогда не останавливался на достигнутом, постоянно придумывая что-то новое. Гонки на снегоходах, соревнования на квадроциклах, триал... Всё это проходило под эгидой клуба и привлекало больше участников. Но самой интересной фишкой Аношина стали автоэкспедиции. Алтай, Горная Шория... На подготовленных внедорожниках, преодолевая бездорожье и природные препятствия, новокузнецкие джипперы открывали для себя и для других красоту и суровость этих мест.

«Экспедиции были не просто развлечением, а настоящим испытанием на прочность. Взаимовыручка, умение работать в команде, знание техники — всё это было необходимо для успешного завершения маршрута. И не только. В таких экспедициях водители приобретали ценные навыки вождения в преодолении препятствий, которые потом могли пригодиться им в жизни», — считает председатель автомотоотделения Федерации спортивного туризма Кемеровской области Владимир Макарчук.

Наставник, механик, мечтатель

Аркадий никогда не забывал и о подрастающем поколении. В клубе «4×4» организовал секцию детского картинга. Также мальчишки, увлечённые техникой, копались в старых машинах, учились ремонтировать, получали первые навыки вождения. Сюда мог прийти любой. Аркадий старался увлечь их от улицы и наркотиков, предлагая альтернативу — мир техники и приключений. Многие из его воспитанников до сих пор с благодарностью вспоминают его уроки. Кто-то стал профессиональным механиком, кто-то — успешным автогонщиком, а кто-то просто полюбил технику и стал с ней на «Ты».

В середине 2000-х годов Аношин загорелся новой идеей — покорить Телецкое озеро, мечтал построить свой собственный катер и открыть новое направление в экстремальном спорте. Но уже не успел. «Аркадий был неугомонным, целеустремлённым, мог удивительным образом располагать к себе людей и заражать их своей энергией и идеями. Он, как ребенок, искренне радовался каждому новому открытию и приключению», — вспоминает Ростислав Бардокин. Возможно, пришло время учредить кубок его имени — в память о его вкладе в развитие кузбасского бездорожья.

За 10 лет соревнований задания и трассы ни разу не повторялись. Фото: Новокузнецкий клуб автомобильного спорта «4х4»

Справка

Аркадий Аношин, джипер, организатор первых в Новокузнецке внедорожных соревнований «Кузнецкие дебри» и трофи-рейдов, создатель новокузнецкого клуба «4×4».

С 1983 года работал на автобазе КМК шофёром, с 1990 годов — открывает фирмы «Пульсар», «Синерги». Занимался ремонтами шахтовых, а затем автомобильных двигателей. В 1997 году организовал в Новокузнецке спортивно-технический клуб «4×4», с 1999 года проводил соревнования «Кузнецкие дебри».

Умер в 2017 году в возрасте 55 лет. У Аркадия остались две дочки, сын и две внучки.