«Творим добро». Как кузбасские следователи восстанавливают справедливость

Следователи работают в любую погоду и в любых условиях. © / Следственный комитет по Кемеровской области

Следователи — это хладнокровные люди которые расследуют тяжкие и особо тяжкие преступления против личности (в том числе в отношении несовершеннолетних), должностные и коррупционные дела. Разбираясь в сложных, порой жутких ситуациях они при этом должны сохранять ясный ум и неравнодушие к людям. К профессиональному празднику, 13-летию образования Следственного комитета РФ, «АиФ в Кузбассе» рассказывает о работе кузбасских следователей.

   
   

Не профессия, а призвание

Заместитель руководителя следственного отдела по Кировскому району Кемерова, капитан юстиции Юлия Ерошенко признаётся, что работа следователей — ответственная и требующая внимательности, предусмотрительности и профессиональной грамотности. Смысл работы следователей — защитить людей, особенно пожилых, инвалидов, детей и т. п.

«Не каждому удаётся быть хладнокровным и держать свои эмоции под контролем. Но следователь — это не профессия, а призвание. Мне помогает оставаться в ней то, что мы как блюстители закона помогаем восстановить справедливость, наказать виновных лиц, хоть как-то помочь людям, попавшим в беду. Когда уголовное дело уже рассмотрено в суде и обвиняемый понёс заслуженное наказание, а потерпевшие говорят: “Спасибо”, это придаёт нам сил дальше “творить добро”», — говорит Юлия Ерошенко.

Так, наказание ждёт 68-летнюю кемеровчанку М., которая устроила в частном доме Кировского района Кемерова нелегальный приют для бездомных и инвалидов. Из-за её халатности погиб человек. М. предъявлено обвинение по ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлёкшее смерть потерпевшего), и сейчас женщина под домашним арестом. Но обо всём по порядку.

Уметь к себе расположить

11 декабря прошлого года началось для следователей с очередного дела. Сотрудники скорой, выехавшие в один из жилых кемеровских домов, сообщили о сильном задымлении в жилье и госпитализировали 11 человек с диагнозом «отравление угарным газом». Один из потерпевших от этого в итоге скончался.

Следователи сразу отправились на место и узнали, что в этом доме находился незаконный пансионат для лиц без определённого места жительства и тяжело больных людей. По крупицам собрав информацию, сотрудники СК выяснили, что раньше в этом доме действительно официально работал пансионат похожей направленности, но его закрыли год назад. Оказалось, закрыли только на бумаге. В дом поставили котёл, и из-за его неисправности пошёл дым.

   
   
Нелегальные приюты особенно страшны своей опасностью для жизни и здоровья. Фото: Следственный комитет по Кемеровской области

Обвиняемая М., которая когда-то руководила этим пансионатом, сейчас не имела разрешения и даже не была индивидуальным предпринимателем. Дом, где жили люди, не соответствовал требованиям пожарной безопасности.

Но чтобы узнать всё это, правоохранителям пришлось потрудиться. Сначала: тщательно осмотреть дом и печной котёл, собрать следы преступления, возбудить уголовное дело, после чего перейти к «живой» работе — допросам потерпевших, свидетелей и всех, кто мог что-то видеть и знать, самой подозреваемой… Для этого, как признаются сотрудники, нужно уметь к себе расположить и порой даже выслушать, чтобы человек рассказал как можно больше.

«Нелегальные приюты опасны тем, что дома, помещения, в которых они располагаются, не оборудованы для проживания лиц определённой категории, отсутствует надлежащая пожарная сигнализация, пожарное оснащение, эвакуационные выходы. В полной мере уход не осуществляется, экстренная медицинская помощь своевременно оказана быть не может. Все эти условия ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан», — объясняет Юлия Ерошенко.

Разные дела — разные сроки

Как долго расследуются дела? Все по-разному. Законом предусмотрен срок в два месяца, но бывают сложные, резонансные дела, расследование которых может занимать годы. Преступлений на бытовой почве, как правило, это не касается. Часто там многое ясно сразу. В практике Юлии Ерошенко было уголовное дело, которое расследовали за три дня.

После того, как следователь «добыл» доказательства, подтверждающие виновность подозреваемого или обвиняемого, он составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору — для утверждения. Уже утвержденное обвинительное заключение прокурор направляет в суд. Да, процесс небыстрый и трудоёмкий, но большую часть дел следователи успешно раскрывают, а значит, восстанавливают справедливость.

Где ещё горели приюты в Кузбассе?
В начале ноября прошлого года в посёлке Новый Ленинска-Кузнецкого сгорел дом престарелых. Пожар начался около 9.30 утра — загорелось соседнее нежилое помещение. Обошлось без пострадавших, но на хозяина помещения возбудили уголовное дело. А в октябре прошлого года пять лет колонии общего режима получил владелец сгоревшего кемеровского приюта для бездомных, где погибло 23 человека из 28. Другие получили ожоги, а само помещение сильно пострадало.