«Удивительные люди» среди нас. Как построить личный бренд в медиа

Большинство людей склонны приходить в благотворительность именно по приглашению близких знакомых или друзей. © / Ирина Амэ / АиФ

В пресс-центре издательского дома «Аргументы и Факты» состоялась презентация мотивационной образовательной платформы о лидерах НКО «Удивительные люди» и паблик-ток о роли личности в работе над благотворительными инициативами. Проект реализуется благотворительным фондом «АиФ. Доброе сердце» при поддержке Фонда президентских грантов.

   
   

У каждого свой путь

Фонд «АиФ. Доброе сердце» совместно с 65 редакциями издательского дома «Аргументы и факты» провел крупное исследование некоммерческого сектора с участием 533 некоммерческих организаций из 78 регионов, получивших президентские гранты в разные годы. По итогам были отобраны 25 руководителей - лидеров движения НКО, которые смогли успешно создать свой личный бренд и благодаря этому стали более ярко и заметно продвигать ценности своей организации во внешней среде и в информационном поле. Именно эти герои и стали участниками проекта «Удивительные люди», призванного научить представителей НКО из регионов создавать и продвигать личный бренд в СМИ, превращаясь в лидеров общественного мнения, чью позицию активно продвигают в газетах, на новостных сайтах, радио и ТВ как на региональных, так и на федеральных ресурсах, включая соцсети популярных медиа.

У каждой участницы собственная история бренда. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

В дискуссии о том, как возникла идея такого проекта, как правильно рассказывать о себе, чтобы реализовать свой потенциал и привлечь внимание широкой аудитории СМИ к работе своей организации, приняли участие как авторитетные эксперты, так и амбассадоры проекта: Наталья Алиева, руководитель департамента регионального развития Фонда президентских грантов, Светлана Горбачева, врио директора, директор по стратегическому развитию благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце», Марина Мишункина, первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты», Ирина Меньшенина, исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров, Виктория Прилепская, директор по развитию медиааналитического агентства «Ex Libris», Алина Контарева, президент и основатель центра «МногоМама», участница проекта «Удивительные люди», Елена Афрова, руководитель центра реабилитации животных «Верность», участница проекта «Удивительные люди», Анастасия Кнор, директор самарской региональной организации «За информационное общество», участница проекта «Удивительные люди», Екатерина Семкина, руководитель АНО «Центр социальных инициатив» «Море добра», участница проекта «Удивительные люди», Елена Мулланурова, бренд-директор ИД «Аргументы и Факты», модератор дискуссии.

По словам врио директора, директора по стратегическому развитию благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце» Светланы Горбачевой, согласно многим опросам, большинство людей склонны приходить в благотворительность именно по приглашению близких знакомых или друзей. 

«Когда мы говорим про личный бренд, то говорим про значимость и лидерство конкретного человека, которому доверяют множество других людей. И здесь руководители НКО выступают лидерами, зачинателями добрых дел. 25 руководителей, которых мы выбрали для участия в проекте, из разных регионов и они занимаются разной тематикой, но у всех них есть очень хороший PR-потенциал, - подчеркнула Светлана Горбачева. – Проводя собственное исследование в рамках проекта, мы стремились узнать у представителей некоммерческого сектора, считают ли они обязательным создание личного бренда для руководителей НКО. Результаты удивили. Лишь 43% респондентов ответили, что глава НКО должен продвигать личный бренд, еще 30% уверены, что личный бренд должен быть и у экспертов организации.  При этом 93,5% опрошенных отметили, что личный бренд для них равен бренду организации. Мы увидели, что есть большая потребность в получении новых знаний о личном бренде. И как раз именно поэтому фонд «АиФ. Доброе сердце» запускает образовательный курс в рамках этого проекта. Он включит в себя 10 онлайн-занятий, на него зарегистрировалось уже порядка 300 участников из разных регионов, курс открыт для всех, но нацелен, в первую очередь, на руководителей и экспертов НКО. Регистрация бесплатна и доступна до 30 марта».

Благодаря бренду можно более ярко и заметно продвигать ценности организации. Фото: АиФ/ Ирина Амэ

Как отметила первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и Факты» Марина Мишункина, продвижение темы благотворительности, волонтерства, добрых дел в СМИ и в соцсетях очень важно. И «АиФ», как одно из крупнейших федеральных медиа, входящих в топ-10 СМИ как по цитируемости газеты, так и по цитируемости сайта, уже много лет освещает подобные проекты и с радостью откликнулся на очередную важную инициативу БФ «АиФ. Доброе сердце» по обучению представителей НКО общению с журналистами и построению личного бренда в медиа.

«Бескорыстная помощь и социальная ориентированность становятся важными трендами в обществе. Медиа, стоящие на передовой и чувствующие повестку, это отлично видят. Более того, издательский дом «Аргументы и Факты» еще семнадцать лет назад организовал благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце» для целевой помощи своим многочисленным читателям. Изначально это был первый искренний порыв в ответ на трагедию в Беслане, и все эти годы мы пишем, рассказываем и учим НКО, в том числе через фонд, как им взаимодействовать со СМИ, как писать и говорить о фонде, о подопечных так, чтобы эти истории проникали в сердце, чтобы фандрайзинговые проекты активно поддерживал бизнес и общество. Только наш фонд за время своего существования помог привлечь более миллиарда рублей на адресную помощь нуждающимся в ней, - рассказала Марина Мишункина. - Государство сегодня выделяет большие деньги для помощи представителям НКО, для развития просветительских, волонтерских и благотворительных проектов. И для того, чтобы в команду представителей и делателей этих добрых дел со стороны НКО присоединились новые партнеры, участники, и чтобы цепочка добра не оборвалась, и нужно каждому руководителю НКО формировать личный бренд, учиться взаимодействовать с топовыми СМИ и развивать собственные соцсети. Кому, как ни крупному федеральному бренду с 45-летней историей, такому как «АиФ», помогать НКО в этом».

Все они – амбассадоры проекта «Удивительные люди» и на собственном примере смогут рассказать другим коллегам по некоммерческому сектору, как развивать личный бренд, с чего начать, как грамотно выстраивать собственное позиционирование в соцсетях так, чтобы стать заметнее для крупных региональных и федеральных СМИ и выйти на более высокий уровень развития личного бренда и присутствия в информационном поле.
   
   

По мнению Ирины Меньшениной, исполнительного директора Ассоциации фандрайзеров, консультанта, тренера более чем с 20-летним стажем и эксперта проекта «Удивительные люди», сначала вокруг НКО нужно собрать людей, а потом придут и деньги. Именно об этом спикер планирует рассказать в рамках вебинара и лекции с возможностью обратной связи для участников образовательного курса от фонда «АиФ. Доброе сердце». И именно этому посвящена книга, которую Ирина написала как ответ на запрос некоммерческого сектора и вопросов, задаваемых на консультациях и тренингах о фандрайзинге в НКО.

«Мое убеждение: каждый человек в нашей стране готов участвовать в жизни НКО, готов менять жизнь вокруг себя. Если он в лице конкретной НКО видит партнера, которому доверяет, то свои деньги, сколько у него есть для благотворительности, он отдаст именно этой организации. Конкуренция в фандрайзинге среди НКО есть, но это конкуренция заключается в том, кто соберет вокруг себя больше сторонников», - рассказала Ирина Меньшенина.

Руководитель департамента регионального развития Фонда президентских грантов Наталья Алиева считает, что для региональных НКО никогда еще не было представлено столько возможностей, направленных как на получение финансовой поддержки на развитие проектов, так и на обучение и «прокачивание» различных профессиональных навыков и компетенций.

За брендом стоят люди и их дела. Фото: АиФ/ Дарья Кукина/ Ирина Амэ

«Фонд президентских грантов как единый оператор президентской поддержки НКО существует с 2017 года. За время работы фонда нам удалось поддержать более 26 тысяч проектов на общую сумму, превышающую 55 млрд рублей. Это беспрецедентный объем поддержки, которая стала возможна благодаря вниманию Президента Российской Федерации к деятельности некоммерческих организаций.   Кстати, важная информация для коллег, проживающих не в Москве: 89% победителей – это НКО не из столицы - подчеркнула Наталья Алиева. - В настоящее время, когда в информационном пространстве так много тревожных новостей, хочется, чтобы наши НКО, рассказывая о своей деятельности, разбавляли эту повестку, и люди могли читать добрые новости в СМИ и в соцсетях, на которые подписаны, вовлекаясь в работу фондов и некоммерческих организаций, вдохновлялись этими историями каждый день».

По словам бренд-директора ИД «АиФ» Елены Муллануровой, в России более 210 тысяч НКО, в которых работают настоящие герои нашего времени. Но благотворительность, волонтерство – все еще не та повестка, что входит в топ-10 популярных тем в медиапространстве. Однако, тренд на изменения в обществе есть. Сейчас, как никогда, общество в России объединилось и сплотилось для помощи самым разным категориям, нуждающимся в ней.

«Да, амбассадоров добра по-прежнему куда меньше, чем хотелось бы. Тем более, что недавно мы презентовали в «АиФе» еще один проект фонда «АиФ. Доброе сердце» - «Мир неравнодушных людей» где обсуждали ряд социсследований ВЦИОМ и Высшей школы экономики. Согласно им, люди охотнее делают пожертвования и поддерживают те фонды, которые на слуху, руководители которых заметны в прессе, открыты и ярко присутствуют в информационном поле. Однако, о важных проектах и людях из некоммерческого сектора пишут и говорят мало еще и потому, что зачастую представители общественных организаций слабо представляют себе, как выстроить контакты со СМИ, какие информационные поводы интересны федеральным и региональным журналистам, как наладить рабочий процесс в социальных сетях, как рассказать о себе и своей деятельности, - пояснила Елена Мулланурова, модератор встречи, в ходе дискуссии. - Именно поэтому медийная поддержка проектов и кейсов, реализуемых некоммерческими организациями, очень важна. И чем больше лидеров НКО смогут научиться взаимодействовать со СМИ, вести колонки, участвовать в пресс-конференциях, публичных дискуссиях, становиться гостями ТВ и радиоэфиров, давать экспертные комментарии в медиа, тем выше будет узнаваемость возглавляемого ими НКО, что неизменно повлечет за собой и рост уровня доверия к благотворительным фондам и некоммерческому сектору в целом».

Личный опыт

Виктория Прилепская, директор по развитию медиааналитического агентства «Ex Libris», поделилась результатами исследования, проведенного агентством специально для презентации проекта «Удивительные люди». Специалисты проанализировали данные о медиаприсутствии участников - лидеров НКО за последние три месяца и отразили в отчете упоминаемость участников в СМИ и социальных медиа, с учетом охвата аудитории.

Для построения личного бренда крайне важна личная активность, для начала хотя бы в собственных соцсетях, потому что теплый контакт с аудиторией формирует доверие к личности, фонду, проекту, формирует желание взаимодействовать, следить за активностью персоны

Результаты впечатляют: так суммарный охват аудитории у участника проекта иеромонаха Макария составил 101,3 млн. человек, на втором месте основатель фонда «МногоМама» Алина Контарева – почти 30 млн. человек, на третьем - Александрина Хаитова с охватом почти 28 млн. человек. Все они – амбассадоры проекта «Удивительные люди» и на собственном примере смогут рассказать другим коллегам по некоммерческому сектору, как развивать личный бренд, с чего начать, как грамотно выстраивать собственное позиционирование в соцсетях так, чтобы стать заметнее для крупных региональных и федеральных СМИ и выйти на более высокий уровень развития личного бренда и присутствия в информационном поле. Ну, и, конечно, на платформе проекта, реализуемого фондом «АиФ. Доброе сердце» при поддержке Фонда президентских грантов все амбассадоры будут вести авторские блоги и колонки и, благодаря поддержке федеральной редакции «АиФ», все они соберут высокие охваты с учетом многомиллионной аудитории «Аргументов и Фактов».

«На мой взгляд, выводы достаточно очевидны: чтобы быть видимым, нужно начать прилагать усилия в этом направлении, фандрайзинг без заметного медиаприсутствия сложно реализуем. Конечно, на показатели медийности хорошо влияет попадание в топовые СМИ — спасибо в том числе «АиФ» и федеральным медиа, пишущим и говорящим на эту тему, за такую возможность для НКО — но подчеркну, что дорогу осилит идущий: важность маленьких шагов никто не отменял. Для построения личного бренда крайне важна личная активность, для начала хотя бы в собственных соцсетях, потому что теплый контакт с аудиторией формирует доверие к личности, фонду, проекту, формирует желание взаимодействовать, следить за активностью персоны», - убеждена Виктория Прилепская.

Рассказала о своем проекте и участница проекта «Удивительные люди» Анастасия Кнор. НКО под ее руководством проводит «Том Сойер Фест» — фестиваль восстановления исторической среды. Силами волонтеров на средства партнеров уже было восстановлено больше 160 домов в разных городах России.

Проект объединяет талантливых и неравнодушных. Фото: АиФ/ Дарья Кукина/ Ирина Амэ

«Сегодня сектор НКО сравним с коммерческим бизнесом, там действуют те же самые нормы, формы, правила и законы, поэтому надо очень правильно и жестко управлять для того, чтобы проект не рассыпался. Мы существуем благодаря тому, что сформирован не только личный бренд руководителей нашего самарского офиса, но и большое внимание уделяется развитию брендов из всех городов», - отметила Анастасия Кнор. 

Алина Контарева, основатель и президент Центра помощи многодетным семьям «МногоМама», рассказала, что ее организация объединяет большие семьи из 89 регионов России. Сегодня под ее крылом 135 тысяч подопечных семей. Сама Контарева тоже многодетная мама, вместе с супругом они воспитывают шестерых детей.

«В моей семье всегда было принято помогать. Мне было восемь лет, когда мама взяла отпуск и чемодан консервов и полетела в другой город выхаживать подругу, у которой обнаружили тяжелое заболевание. В моей семье этот поступок ни у кого не вызвал удивления. Напротив, все сплотились — папа взял на себя обязанности по уходу за нами, подключились бабушки и дедушки. Если ты видишь, что кто-то попал в беду и ты можешь сейчас помочь, то просто берёшь и протягивает руку помощи. Так меня воспитывали родители, - сказала Алина Контарева. - Проект благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце» «Удивительные люди» очень классный. В первую очередь потому, что каждый из нас, из благотворителей, кто входит в этот проект или кто пока находится за пределами и только учится, мы все являемся удивительными людьми, которых объединяет доброта и горящее сердце».

Люди охотнее делают пожертвования и поддерживают те фонды, которые на слуху, руководители которых заметны в прессе, открыты и ярко присутствуют в информационном поле.

Елена Афрова, директор Центра реабилитации животных «Верность», активно ведет просветительскую работу. Организация с 2016 года помогает зооволонтерам, на базах приютов в Ярославской области кинологи проводят занятия по адаптации четвероногих подопечных, чтобы они были лучше подготовлены к жизни с людьми. После этого собаки быстрее находят дом и обратно в приюты уже не возвращаются. Сегодня под опекой НКО находятся 50 приютов и передержек для бездомных животных, где содержится более трех тысяч питомцев. Команда центра обеспечивает их кормами, ветеринарной помощью, помогает со льготной стерилизацией.

Елена рассказывает, что их организация началась с истории спасения — собака попала под поезд и несколько дней раненая лежала на железнодорожных путях. Тогда силами многих неравнодушных людей животное удалось довезти до ветклиники, где ей ампутировали хвост и одну лапу. Пока собака восстанавливалась, Елена начала искать ей новых хозяев, но случилось чудо и нашлись старые. Забирая своего питомца, они рыдали всей семьей. Оказалось, что пес оглох от старости. И, провожая хозяина на вокзале, не услышал приближающегося поезда. «После этого случая осталось странное чувство: вроде бы, и люди откликнулись, и помогать животным готовы многие, но почему тогда ничего не меняется, почему животные все еще попадают на улицу? — говорит Елена. — Уже позже, когда официально была зарегистрирована наша НКО, пришло осознание — решить проблему можно только системно. Так мы потихоньку начали выходить на другой путь и внедрять в систему помощи бездомным животным, которую сейчас активно развиваем».

Завершила встречу руководитель АНО «Центр социальных инициатив «Море добра» Екатерина Семкина. За 14 лет силами команды центра в Смоленске создан уникальный благотворительный проект. Он объединил больше 500 человек – профессионалов в самых разных областях, которые работают на волонтерских началах. «Море добра» помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также учреждениям, где они воспитываются, поддерживает детей-инвалидов и их семьи, ребят с ментальными расстройствами. Учит самостоятельности выпускников интернатов и создает комфортную, совсем не больничную среду в лечебных учреждениях, чтобы маленькие пациенты не испытывали страха.

«Волонтерский проект «Море добра» существует с 2007 года, а зарегистрированная организация – с 2019 года, – рассказала Екатерина Семкина. – За это время с командой единомышленников мы выросли в крупнейшее НКО в регионе. Особенность нашего проекта заключается в том, что мы не принимаем частных пожертвований. Вместо этого объединяем талантливых и неравнодушных людей и делаем так, чтобы они могли помогать другим. Благотворительность – это не всегда про деньги. Можно делать намного больше, просто используя человеческие ресурсы и возможности. Не собирать средства, но при этом создавать космические масштабы помощи. С этой философией мы идем вперед, двигая тектонические плиты благотворительной сферы в нужном направлении – от волонтерства до профессионализма. Каждый год придумываем что-то интересное и важное. И у нас все получается».

Полная видеоверсия трансляции с презентации проекта «Удивительные люди» доступна в сообществе пресс-центра «АиФ» в Вконтакте.