«Лёня жив!». Горняка чудом нашли через шесть дней после обвала в шахте

Леонид Моисеев - настоящий герой сегодняшнего дня. © / личный архив Леонида Моисеева

В Кузбассе после шести дней спасательной операции найден живым машинист буровой установки Леонид Моисеев в шахте «Распадская-Коксовая», где 5 июля произошло обрушение породы.

   
   

Подробности в материале kuzbass.aif.ru

Дни ожидания

Целую неделю Кузбасс следил за новостями о спасательной операции после обрушения породы в шахте «Распадская-Коксовая». Тогда из-под завала, возникшего из-за землетрясения, вывели 188 горняков. Было известно, что с двумя машинистами буровых установок шахты потеряна связь. Через несколько часов достали тело 27-летнего Андрея Романина.

Поздним вечером со ссылкой на близких шахтёра СМИ распространили информацию, что найден погибшим и 49-летний Леонид Моисеев, но позже эта новость не подтвердилась.

Через четыре дня глава города Междуреченска Владимир Чернов сообщил, что поиски продолжаются, спасатели ориентируются на сигнал датчика позиционирования, до него осталось примерно 20 метров. По сути, никто уже не верил в то, что после стольких дней Леонида найдут живым.

И вот сегодня, 12 июля, буквально разорвала информационное пространство новость: «Найден! Жив!»

Мэр Междуреченска, не скрывая радости, написал: «Жив! Сегодня ночью спасатели добрались до места, где при обрушении находился машинист буровой установки шахты «Распадская - Коксовая». Горняк травмирован, но жив! Его быстро доставили на поверхность и передали врачам. Обрушение произошло 5 июля, все это время он ждал помощи, не сдавался. Настоящий герой! Вот такие они, наши шахтёры, крепкие мужики!»

   
   

Настоящий герой

В пресс-службе ГУ МЧС по Кемеровской области по-деловому прокомментировали: «Найден живым, передан в медицинское учреждение».

Но чуть позже появилось видео, где за сухими подробностями были нескрываемые эмоции.

«Несмотря ни на что, мы все питали надежды, что найдём человека живым. И это чудо свершилось. Шахтёр Леонид Моисеев проявил сильнейшую тягу к жизни и невероятную силу воли. Именно это помогло ему выжить», — поделился участник спасательной операции, прапорщик МЧС Олег Кобяков.

Ещё один участник спасательной операции А. Бисангалиев рассказал подробности: «Услышали голос непонятный, неразборчивую речь, подумали – показалось».

Как выяснилось, первоначально шахтёра доставили после высвобождения из-под завала в больницу Междуреченска, где было стабилизировано его состояние. Затем  вертолётом его направили в Кузбасский клинический центр охраны здоровья шахтёров им. великомученицы Варвары в Ленинске-Кузнецком.

Леонид, несмотря на тяжёлое состояние, был в сознании. Врачи диагностировали перелом бедра и открытый перелом голеностопа.

«Состояние у него стабильно тяжёлое, но угрозы жизни нет», - прокомментировал kuzbass.aif.ru пресс-секретарь Центра медицины катастроф Антон Дужик, сославшись на оперативную информацию из клиники.

Товарищ Леонида Моисеева Владимир Королёв не прячет своих эмоций.

«С Леонидом я знаком около 20 лет. Помню его ещё простым горнорабочим очистного забоя в лаве. Помню его и в инженерно-технических должностях. Могу сказать, что это очень порядочный, честный, дружелюбный человек. В работе это трудолюбивый шахтёр, ответственный, исполнительный. Не могу вспомнить, чтобы он когда-то повел бы себя некорректно. Сегодня я впервые осознал значение слова «доброе» в ежедневном пожелании «доброе утро». Я, и правда, понял насколько сегодняшнее утро доброе. Конечно же, я несказанно рад, что Лёня жив. Я желаю ему скорейшего выздоровления. Это настоящий шахтёр, мужчина. Он выжил, и этим все сказано. Лёня, дружище, я с тобой!», - делится он с kuzbass.aif.ru

«Чудо!»

«Чудо!» - говорят все о спасении горняка.

«Конечно, чудо! – соглашается почётный шахтёр России Фёдор Макеев.- Я сначала не поверил, когда увидел информацию о спасении, подумал, что очередная интернетная утка».

За те 40 лет, что Федор Алексеевич отработал в шахтах юга Кузбасса, он не сталкивался таким длительным сроком выживания при аварии. Ему приходилось вытаскивать живыми коллег из-под завалов в течение максимум 12 часов после обрушения.

«Было, когда копали, то слышали, что пострадавший кричит. Ещё простукивали, объявляли минуты тишины, чтобы убедиться, что человек жив. Здесь удивляет, что они копали и не знали, что он живой. И это при нынешних технологиях! Ведь в фонаре установлен датчик, по которому можно отследить все передвижения работника», - говорит ветеран.

Он пообщался с человеком, работавшим в выработке, где произошла авария. Между собой мужики её называли «задницей дракона», потому что её постоянно пучило.

«Пласт мощный, метров 9-10. Верхний слой четыре метра прошли. И снизу начинает пучить, выдавливать уголь в образовавшуюся пустоту. Получается, почва поднимается вверх, к кровле, и постепенно выработку зажимает: был проход 4 метра в высоту, а остался метр – такой, что еле протиснешься, - объясняет собеседник.

По его словам, единственное решение – это возвращать комбайн и срезать вспучившийся отрезок. Но этого не было сделано. «Вообще это безалаберность администрации, что довели до такого состояния выработку. То есть предпосылки были, а землетрясение лишь спровоцировало процесс обрушения», - считает Федор Макеев.

Он рассказывает, что в шахтах с подобным пучением всегда большая загазованность. Уровень метана, если остановился вентилятор, за пять минут становится выше нормы. Поэтому чудесным считает ещё спасение горняка в том, что он не задохнулся. «Видимо, воздух затягивало к нему через завал, трещины. Это, считаю, вообще мировой рекорд по подобным случаям в шахтах с высокой концентрацией метана», - полагает он.

Все со школьной скамьи знают, что без еды человек может прожить дней двадцать, а без воды счёт идёт на каждые сутки.

«Каждый работник обязан носить фляжку с водой, но там около литра, хватит всего на день. А вообще вода в шахте везде. Капёж есть – с кровли капает часто. Либо лужица образовалась. Ну а куда деваться: жить захочешь, попьёшь из лужи», - говорит Макеев.