В полтора раза выше. Почему резко возросла стоимость проезда в Кузбассе?

В старых маршрутках льготные тарифы не действуют. © / Инна Сергеева / АиФ

С 15 января в Кузбассе подорожал проезд в общественном транспорте, а в Кемерове ещё занялись транспортной реформой.

   
   

Как теперь сэкономить на поездках, выяснял наш корреспондент.

Ожидаемый рост

До 15 января 2022 г. кузбассовцы ездили по тарифам, утверждённым ещё в декабре 2018 г. Это главный аргумент, которым объясняют повышение цены в минтрансе Кузбасса. Мол, за эти годы себестоимость поездки выросла аж до 40 руб. и прежние 20 руб. за билет лишь наполовину компенсируют затраты перевозчиков. «Изменение тарифов напрямую связано с необходимостью компенсации экономически обоснованных расходов транспортных компаний-перевозчиков. При этом важно отметить, что бюджет области также продолжит частично компенсировать эти расходы», - объясняют в минтрансе.

Ожидаемым называет нынешнее повышение президент региональной общественной организации «Сила Кузбасса» Денис Щедрин, который несколько лет назад сам занимался пассажирскими перевозками в Новокузнецке: «В 2017-2018 гг. частники говорили о необходимости установить плату за проезд в размере 25-30 руб. Если бы в Новокузнецке не было протестов по транспортной реформе в 2020 г., это повышение ввели бы ещё год назад. Но пришлось отсрочить. Другое дело, непонятно, зачем надо было делать такой «подарок» в начале года, сразу после праздников, когда народ сидит без денег. По-моему, это политический просчёт руководства региона, нагнетание и без того напряжённой социальной обстановки, связанной с ростом цен на всё».

Отложенная мера, по-видимому, сказалась на небывалом доселе размере повышения. Если прежде пассажиры отдавали 20 руб. за билет, то теперь он стоит 30 руб. за наличные. Рост в полтора раза! Напомним, в 2018 г. стоимость поездки выросла на 4 руб. (+25%), в 2015 г. – на 1 руб. (+6,6%). В период с 2010 по 2014 гг. проезд в Кузбассе дорожал практически ежегодно, но на скромные по нынешним меркам 1-2 руб. за билет.

Сомнительная экономия

Как можно сэкономить на поездках? Во-первых, расплачиваться не наличкой, а банковской картой, и тогда разница составит 5 руб. Во-вторых, для льготников билеты традиционно стоят дешевле: для пенсионеров при оплате транспортной картой 12 руб., за наличку - 15 руб.; для школьников и студентов-очников 14 и 18 руб. соответственно.

Но одной транспортной карты для поездки недостаточно, льготникам необходимо возить с собой документы: пенсионерам - пенсионное удостоверение либо копию паспорта, школьникам и студентам - справку из школы либо студенческий билет. Важно при этом иметь именно транспортную, а не банковскую карту.

   
   

«При оплате проезда льготной категорией граждан банковской картой его стоимость составит 25 руб., так как платёжное средство невозможно идентифицировать и предоставить по терминалу определённую льготу», - рассказала директор МБУ «Единый центр организации пассажирских перевозок» Римма Ковынева.

В-третьих, можно купить безлимитный проездной. Он действует на всех видах муниципального транспорта - в автобусах, трамваях и троллейбусах. Проездной на месяц стоит 600 руб. для пенсионеров, 700 руб. для учащихся и 1250 руб. для остальных пассажиров. Как подчёркивают в минтрансе, безлимитные проездные билеты позволят пассажирам, активно пользующимся услугами общественного транспорта, значительно экономить на оплате. Впрочем, насколько это выгодно, несложно посчитать. Если кататься каждый день туда-обратно, стоимость поездки будет 20,83 руб. Но если, как многие, добираться на автобусе только в будни до работы и с неё, одна поездка обойдётся в 28-31 руб. На такую сомнительную экономию журналисты обратили внимание начальника управления транспорта и связи Кемерова Алексея Ермолаева, на что получили ответ: «Если человек работает шесть дней в неделю и до работы нужно произвести две пересадки - две утром и две вечером, тогда ему выгодно. А если без пересадок, тогда пользуйтесь транспортной или банковской картой».

Подводные камни

В Кемерове и Новокузнецке есть свои подводные камни, связанные с нововведениями на транспорте. До тех пор, пока в областной столице продолжается транспортная реформа и ещё ездят маршрутки, льготные тарифы в коммерческих автобусах не действуют, равно как и другие нововведения 2022 года, то есть транспортные карты и проездные билеты. В маршрутках кемеровчане платят либо 25 руб. по карте, либо 30 руб. наличкой.

В Новокузнецке свои нюансы. Там жители, похоже, рискуют остаться без достаточно выгодного пересадочного тарифа, когда в течение часа можно пересесть с одного автобуса на другой и заплатить лишь один раз. В конце 2021 г. мэр Сергей Кузнецов предложил заменить этот тариф проездными билетами, недоставало только решения РЭК. Теперь оно есть, причём обозначена цена не только месячных, но и дневных и недельных проездных. И если окажется, что новокузнечане чаще будут пользоваться этим нововведением, пересадочный тариф «сам по себе отомрёт» - такой прогноз дал руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий.

«В принципе то, что говорилось год назад противниками транспортной реформы в Новокузнецке, постепенно сбывается. Во-первых, они прогнозировали, что цена 20 руб. за поездку ненадолго останется - вот, получите повышение. Во-вторых, похоже, последние дни доживает пересадочный тариф. Моё мнение: его всё равно отменят. А ведь во время транспортной реформы он подавался чуть ли не как её главный козырь», - отмечает Денис Щедрин.