Всё по-взрослому. Почему дети звонят по телефону доверия?

Очень опасно недооценивать детские проблемы. © / Сергей Ильницкий / АиФ

Однажды по номеру телефона доверия в Кемерове позвонила девочка-подросток, которая не знала, как сказать маме, что беременна. Уже думала о самоубийстве, но психолог помог ей убедиться, что жизнь не закончилась. Ольга Рублёва, руководитель кемеровского телефона экстренной психологической помощи, рассказала, почему детям и подросткам так важен разговор с взрослым.    
   

Помогут преодолеть боль

Наталья Исаева, «АиФ-Кузбасс»: Ольга Петровна, может показаться, что у детей проблемы-то детские, решить которые можно и с родителями. Зачем нужен телефон доверия?

Ольга Рублёва: Нельзя недооценивать проблемы детей и подростков, иронично называя их детскими. Нам звонят и с лёгкими вопросами, например: «Как познакомиться с девочкой?», «Как избежать двойки за предстоящую контрольную?», «Как помириться с другом?» и т. д. Но есть и очень серьёзные вопросы, с которыми подросток просто не знает, куда пойти. Например: «Что делать, если меня изнасиловали?», «Как перестать употреблять наркотики?», «Как справиться с душевной болью, отчаянием, страхом, ненавистью?» и т. п. Неважно, с какой проблемой столкнулся подросток. Ему важно обратиться за помощью именно в этот, кризисный момент его жизни.

Справка
8-800-2000-122 - номер телефона доверия.
Сегодняшние дети очень легко ориентируются в Интернете, поэтому запросто находят наш номер телефона. А имея при себе номер и телефон, ребёнок ощущает доступность помощи в любую минуту, чувствует себя более защищённым. Привлекает его и простота установления телефонного контакта. Здесь не нужно узнавать график работы (телефон работает круглосуточно), записываться на приём, оставлять личные данные о себе, тратить деньги, ведь звонок абсолютно бесплатный, и т. д. У нас есть дети, которые постоянно звонят нам. Так вот, они признаются, что не пришли бы к специалисту на приём с теми вопросами, которые они смогли обсудить по телефону доверия.

Как научиться доверять?

– Почему же детям так важно выговориться незнакомому собеседнику, а не пойти к маме или папе?

– В кризисных ситуациях подростки часто чувствуют себя одинокими. Сверстники не всегда понимают глубину их переживаний, а взрослого друга нет. Как правило, на момент звонка у подростка утерян контакт с близкими в семье. Да и с учителями в школе доверительных отношений, как правило, нет. Отсюда возникают сомнения: «А могут ли вообще взрослые меня понять?» У ребёнка появляется ощущение, что он для всех чужой. По телефону подросток может спокойно обсудить свою проблему и вместе с взрослым пережить её. К тому же подростку ведь важно, чтобы никто не узнал о проблеме. А если он пойдёт к родителям или к психологам лично, значит он признаёт, что проблемы у него есть и что решить их самостоятельно он не может.

   
   

А это, по его мнению, говорит о слабости и несостоятельности. Особенно здесь тяжело детям, которые живут в маленьком городе или посёлке. Там нет психологов, а если и есть, то никто не может гарантировать, что обращение к ним останется незамеченным и сохранится в тайне. Кроме того, телефон доверия помогает детям и подросткам научиться доверительно общаться с родителями и опекунами. Без общения ребёнок привыкает жить в недоверии к взрослому, что ведёт к зам­кнутости и озлобленности. А телефонный друг, с которым подросток говорит о своей проблеме, понимает его и общается с ним на равных. В итоге ребёнок понимает, что не всем взрослым нельзя доверять, он учится не ждать от них нападения, а, наоборот, начинает ждать понимания.