Сложилось как сложилось
«Сын очень любит животных. Кошка Дени у него была, арктический хомячок. А однажды нашел птенчика дрозда и выпаивал его из пипетки», - вспоминает мама 19-летнего Кости Курскина Елена. Потом она сама выкармливала сына из ложечки, будто птенчика, пытаясь каждый раз представить, как бы все сложилось, если бы 22 августа 2017 года он проспал тот экзамен по вождению и выехал в соседний поселок на своем мотоцикле на 10 минут позже. Или если бы на трассу не опустился туман, скрывший вывернувший со второстепенно дороги грузовик. Наверное, Костя уже учился бы на стоматолога, чтоб стать как мама и папа. И со своей девушкой планировал бы свадьбу.
Но Костя вышел из дома вовремя. И в то утро был сильный туман. Все сложилось как сложилось.
Костя выжил. Диагноз звучал приговором - сильнейшая черепно-мозговая травма, вегетативное состояние. Парня собирали по кусочкам пять месяцев, а потом отпустили домой. Умирать. Костя не приходил в себя, питался через зонд, дышал через трубочку в горле.
Есть положительная динамика
Курскины уволились с работы и начали искать реабилитационный центр. Отовсюду сыпались отказы. То несовершеннолетних не берут, то трахеостому надо сначала снять...
«Девушка Кости нашла центр «Три сестры». Аж 25 тысяч за сутки реабилитации. Собрали все деньги и поехали», - говорит Елена. Система беспощадна даже к своим. Два медика, всю жизнь проработавшие в больнице, не смогли «выбить» из департамента здравоохранения оплату проезда в Москву и врача в сопровождение.
«Сын крупный раньше был. Метр восемьдесят ростом, 78 килограммов. Все худел, в спортзал бегал». Когда Костю заносили в вагон поезда, он весил всего 47 кг. Трое суток пути с бесчувственным обезвоженным телом сына на руках - Курскины и теперь без слез ту дорогу вспомнить не могут. В Москве врачи только ахнули: «Как вы вообще доехали?»
Обратно домой через 9 месяцев Костя возвращался, будучи уже в сознании. Он окреп, со временем научился кушать с ложечки, самостоятельно дышать.
Игорь Петрович, как по расписанию, каждые три часа делал сыну массаж. У них и теперь по утрам разминка, потом вертикализатор, занятия на тренажере, прогулка. «В день по 6-8 часов Костя проводит в коляске», - рассказывает отец парня. Мама добавляет, что контрактур у них нет. На языке медиков это значит, что Костя может больше. Важно, чтобы поездки на реабилитации не прекращались.
Второй и третий курс укрепили результат. Появилось то, что на врачебном языке называется положительной динамикой, а на простом человеческом — шансом. Шансом вернуть прежнего Костю его родителям.
После занятий с логопедом парень произносит звуки, из которых уже получается вылепить «ма-ма» и «па-па». Он может двигать руками. Например, оттолкнуть кеглю или мячик, прикоснуться к носу. Самое важное, что он начал понимать речь и реагировать на нее.
Надежда на Питер
Теперь у Курскиных вся надежда на Питер. Там есть центр реабилитации для сотрудников МЧС, где основной упор будет сделан на стимуляцию клеток головного мозга Кости. Цель — активнее двигаться, избавится от спастики, начать говорить, понимать, развиваться.
Когда-то Костя был звездой школы. Ни один концерт без него не обходился. Это все в старых фото да в маминых воспоминаниях. Прошлого не вернешь. Его уже нет. Кошка Дени три года как живет у родственников. Девушка, та самая, что нашла «Три сестры», давно не навещает Курскиных. Школьные друзья заглядывают все реже. У них сессии, учеба. Прежней жизни у Кости точно не будет. Но, может быть, будет другая. Та, в которой мама будет плакать реже. В которой он сможет поговорить с отцом. В этой жизни ему придется многому учиться заново. Главное, нам не опоздать с помощью.