Снаряжение: запасное топливо в канистрах по 70 л на автомобиль, 2 газовые плиты, запас питьевой воды по 40 л на автомобиль, палатки, спальники, тент, костровое оборудование, спутниковый телефон, ноутбук с модулем GPS, рация, преобразователь тока из 12 в 220 В, запасные колеса, 3 разных комплекта ремнаборов для шин.
При прохождении границы в Ташанте водители-дальнобойщики, увидев микроавтобус, спросили: «Решили машину в Монголии похоронить?» В серьезной иронии вопроса скрыт характер многих монгольских дорог – они похожи на полигон для испытания автомобиля. И нагрузка на кузов жуткая, разнодействующие, хаотичные силы попросту его рвут… Но автобус, выдержав все немыслимые для своей конструкции испытания, все же вернулся в Россию. Серьезных поломок не было, лишь вырванный бампер, боковой порез колеса, замятый топливный бак, отломившаяся коробка с предохранителями. «Лечили» в основном скотчем. У «Крузера» же все прошло идеально гладко. Даже заправленная в Акташе ужасная солярка, упорно не хотевшая сгорать в чреве двигателя, закоптив всю машину, так и не смогла вывести из строя топливную аппаратуру. Спасло монгольское топливо – оно оказалось что надо…
Страна и люди (короткие «зарисовки»)
Моё основное ощущение: Монголия максимально возможно сохранила то, чего не хватает сейчас всей цивилизации – природную девственность и девственность человеческой души. И для рыбалки эта страна тоже хороша… (улыбка)
* * *
Забавные люди они, эти монголы и в большинстве своём приятные, добрые, открытые и радушные. Пройдя границу, заходим в первое заведение с вывеской «Кафе-Отель». На общей площади не более 30 кв. м расположились комната с 8 панцирными кроватями и печкой-буржуйкой посередине и «кафе» 4 на 4 метра, совмещенноё с кухней и одним общим столом…
* * *
В крупном городе Баян Ольгие , в Монгол-банке, «банкирша» честно сказала: выгоднее вам обменять деньги на базаре. Я же, шутливо войдя в роль законопослушного туриста, всё же настоял на легальном обмене. Компьютеров в «операционном зале» не было, калькулятор не работал… Но работница не растерялась, достала мобильный и дважды на нем повторила математическое действие «1000 умножить на 41». На базаре выездные частные «обменники» в виде 3-х легковых автомобилей торговали тугриками бойко и калькуляторы у всех работали исправно. Передние панели были обильно захламлены долларами, евро, рублями…
* * *
Подъехал «ново-монгол» с женой и дочкой на дорогом автомобиле. Социальное превосходство над окружающими у всех членов семьи было на лицах и в манерах. А Значимость Лексуса подчеркнута тюнинговыми красными безделушками, типа маленьких блестяшек-пуговиц, популярных у наших владельцев отечественных автомобилей в начале 90-х годов.
* * *
Утром кипятим чай на жалком остатке дров . Подъезжает монгол на мотоцикле. Молча наблюдает за нами , за костром и уезжает. Через некоторое время возвращается с ворохом кизяков, по-хозяйски подбрасывает в огонь, садится. Чай тут же закипает. С восхищением смотрит на пустую двадцатилитровую бутыль. Дарю без сожалений, эта вещица для их скудного хозяйства важнее, чем нам . Тепло прощаемся . Всё общение происходит преимущественно на взглядах и жестах. Но всё понятно и без слов… В глубинке Гоби местное население не знает ни русского, ни других языков.
* * *
Заблудившись, спрашиваем дорогу у женщины: Гурвантес там ?(показываем рукой на восток). Монголка соглашается, утвердительно кивая. Задаем тот же проверочный вопрос, показывая рукой в прямо противоположном направлении. То же утвердительное кивание… Расстроенные, уезжаем с немым упрёком: показывает куда попало, лишь бы отвязались. Только потом поняли, что не обманывала она, т.к. мы находились между двух дорог, обе из которых вели в Гурвантес.
* * *
При выезде из Монголии, таможенники, тормоша взглядами два мешка неизрасходованных саксаульных дров , сказали, что впервые видят туристов, которые вывозят дрова из Монголии …
Монгольские дороги
Вторую неделю мне снятся дороги. Навязчиво и всю ночь. Немудрено, ведь за время семнадцатидневного путешествия мы наколесили 7300 км. «Нет милее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин..» Нет, эти милые слова с нашим монгольским авто-путешествием совсем не созвучны. «…Дороги трудны, но хуже без дорог..» А вот эти - уже ближе к истине! Лучшая дорога в Монголии – это её полное отсутствие. Как не парадоксально звучит, но именно так. В пустыне Гоби были удивительные участки , где можно было разгоняться до 130 км в час . Представьте себе идеально ровную взлетно-посадочную полосу длиной км 4 из спрессованного мелкого камня природного происхождения. Как они образуются среди очень неровного окружающего ландшафта, непонятно. Но после скорости в 10 км в час в режиме морской качки, перейти на крейсерскую скорость необыкновенно приятно, захватывающе, но и в то же время очень опасно. Прозевать, особенно при бьющих в глаза лучах закатного солнца, рытвину, канаву, промоину просто. Наша вторая машина на скорости 40 км в час налетела на поперечную колею. Наезд был такой жесткий, что вылетели фары, отломилась коробка с предохранителями внутри капота...
Дороги монгольского Алтая многолики и очень трудны. Броды, заснеженные перевалы, «гребенка», пыль, гигантские кочки, серпантины, … Полный комплект и настоящее испытание автомобиля. Не рамная машина может после подобных жесточайших испытаний просто развалиться. Наша попытка прорваться к поселку Алтай по обозначенной на карте дороге, закончился её исчезновением и нашим отступлением…
Дороги по руслу пересохших рек необыкновенны. Порой возникает ощущение, что ты не машину ведешь , а речной катер… Однажды, заблудившись, и следуя в нужном направлении по компасу (т.к. сломался GPS), мы полностью пересекли горный хребет по такому руслу. Необычность заключается в плавном и ровном спуске и дикости красоты каньона. Мысль, что у этой бывшей горной реки могут быть водопадные ступени слегка напрягала, но всё обошлось.
Дорога в песках может исчезнуть в любой момент. Налетел ветер и всё заровнял… Так было и у нас на самом юге Гоби. Дорога растворилась в просторах пустыни среди саксаульных зарослей, многочисленных руслах высохших рек и каньонах. Из средств навигации работающим остался лишь компас… Спутниковый телефон упорно отказывался выдавать координаты на местности. Что ни говори, но даже плохенькая дорога вызывает ощущение некого спокойствия, т.к. рано или поздно куда-нибудь может привести. Но чувство легкой тревоги постепенно трансформировалось в космически - умиротворенное состояние. Потрясающие пейзажи, близость оазиса с пресной водой и полное отсутствие следов цивилизации сделали свое дело. Я теперь по-настоящему понимаю Христа в его желании - уединиться именно в пустыне. Как много Жизни там при визуальном её отсутствии. Следует лишь приглядеться и увидишь и почувствуешь многое. Но эта тема другого разговора…
Дорога в песках коварна. Она может быть твердой, как наст, а может превратиться в зыбучею, плавно всасывающую в недра пустыни. Стоит лишь неудачно остановиться на таком участке и недостаточно плавно нажать на педаль газа, как машина будет верно и стремительно погружаться с каждым оборотом колес. Но попадание в песчаную западню получилось у меня другого рода. На самых больших дюнах Монголии ХОНГОРЫН ЭЛС, увлеченный азартом и высокой степенью драйва, я съехал на дно цирка песчаного «кратера». Выбирался на «автопилоте» (на «спинном мозге») по единственно возможному варианту: по спирали набрал скорость (как в цирке мотоциклисты на вертикальных стенках) и только за счет нее выскочил на гребень бархана. Осознание опасности песчаного плена посреди Гоби пришло позже…
Дороги в районе долины Динозавров (ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ БАЯНЗАГ) оказались одними из лучших в Монголии. А ранее мне представлялись, как самые трудные. Видимо, из-за ассоциаций с давностью 60-ти миллионного периода (именно столько лет назад там обитали динозавры) и, следовательно, с труднопроходимостью.
Но найти это чудесное место оказалось очень просто. Монгол из поселка Булган пальцем показал нужную дорогу, а их в веере расходящихся по пустыне было очень много. Через пятнадцать минут при скорости 90 км/час мы уже были в нужном месте. Сторож маленького музея, вскрыв окно хранилища, сначала за символическую плату предложил кости ископаемых животных, а потом, раздобрев, готов был подарить. Этого добра там очень много. Но мы вежливо отказались. За яйцо динозавра японские любители древностей порой готовы выложить до $30000. Но при обнаружении контрабанды на монгольской границе будьте готовы расстаться с аналогичной суммой… Или тюрьма (на выбор).
Самая лучшая асфальтовая (!!!) дорога от Улан-Батора до границы с Россией (в направлении Улан-Уде) оказалась самой напряженной и опасной. У монгольских водителей, относительно недавно пересевших с коней на автомобили, сильно хромает культура вождения. Ослеплять дальним светом , проезжать на красный свет - в порядке вещей, да и без включенных габаритов в ночное время в Монголии принято ездить…
Пустыня Гоби
Я специально ничего не читал об этой загадочной пустыне, хотелось её чистого , необусловленного восприятия. От этого красивого и вместе с тем сурового слова веяло бескрайностью, безжизненностью, опасностью… Но Гоби к нам была гостеприимна. Мягкое солнце, ласковый ветерок, теплые ночи… После увиденного здесь обилия жизни, пустыней называть её язык не поворачивается. А если учесть, что растет здесь 410 видов растений и обитает 170 видов животных…
Жизнь в этих суровых местах проявляет себя крайне сдержанно. Местные растения цветут настолько броско, насколько им позволяет количество влаги. А её тут совсем мало. И цветочки крохотные, едва заметные, не яркие. Но среди сурового каменистого пространства кажется невероятным возможность проявления какой-либо формы жизни, особенно её цветения. Но пустыня цветет вопреки всей кажущейся парадоксальности и невозможности даже в октябре!!! А самое яркое цветение у саксаулов. Их тут целые рощи. Стволы крепкие, витые, стойкие. А сколько аккумулировано в них энергии! Котелок с водой закипает на саксаульных дровах через 3-4 минуты. И ещё удивило из растительного мира – каменистые поля с диким луком. Он очень мелкий, растет круглыми пучками, но столько его здесь много, что лучный запах перебивает все остальные.
А как Гоби ландшафтно разнообразна! В одном охваченном взглядом пространстве видишь и каньоны из красной глины и желтые барханы дюн и зеленые саксаульные рощи и коричневые горные хребты,… Такое ощущение, что наша планета законсервировала себя в этом месте с момента близкому к своему рождению. И даже пробегающий мимо динозавр не вызвал бы удивления, так гармонично вписался бы он в эту удивительную природную декорацию.
В оазисах вода чистая и холодная. С удовольствием поплюхались и смыли с себя двухнедельную грязь, так как другой подобной возможности принятия водных процедур у нас до этого не было. Ручей, возникает словно из неоткуда и метров через сто исчезает в никуда… Но всем хватает его живительной влаги. И стаям перелетных птиц и табунку диких коней, испуганному нами и другим животным. Змеи, скорпионы, тарантулы и прочие «гады» ползущие попадаются на глаза крайне редко. Но пустыня без них – не пустыня. Спится в Гоби великолепно. Это отмечают многие. Кто-то видел яркие и сказочные сны. Я же проваливался в безмятежный и без картинок сон очень глубоко, как когда – то давно - в детстве.
Справочная информация о Гоби
Гоби — одна из величайших пустынь мира. Гоби растянулась в виде огромной дуги на 1600 км — от северного Китая до юго-восточной Монголии. Площадь 1,5 млн квадратных км , равную Аляске.
Самое таинственное и самое малонаселенное место мира. Плотность населения — 0,28 чел/км2.
Пустыня Гоби, поднятая над уровнем моря на высоту около 1000–2000 метров, самое резко-континентальное место в мире. Температура воздуха летом поднимается здесь до плюс 40 С, а зимой опускается до минус 40 С. Понятие Гоби включает в себя, как говорят монголы, тридцать три Гоби разных по климату и облику местности.
В Гоби мало песков, барханные пески занимают только 3 % ее территории. Несмотря на засушливый климат, в пустыне встречаются кристально чистые водные источники и богатый животный мир. В изобилии здесь водятся редкие в мире горные бараны-архары, куланы, сайгаки, дзерены и джейраны. В естественных резерватах — «островках спасения» в центре Гоби — сохранились редчайшие гобийские эндемики: единственная в мире природная популяция дикого верблюда, гобийского медведя — «мазалая».
Самые интересные места в Гоби
САМЫЕ ВЫСОКИЕ БАРХАНЫ МОНГОЛИИ — ПЕСКИ ХОНГОРЫН ЭЛС
Знаменитые песчаные барханы Хонгорын элс («Светло-рыжие пески») простираются на 185 километров, из них непосредственно высокие барханы тянутся на 120 км. Эти внушительные барханные пески шириной от 3 до 15 км самые большие и высокие в монгольской Гоби, их высота достигает 100–300 метров. Величественные барханы Хонгорын элс совершенно необычное зрелище. О чудесах этих песков с древних времен рассказывается в легендах. Местные люди не раз слышали в ветреные дни чарующие мелодии, отчетливые удары барабанов, призывные голоса.
ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ НЭМЭГЭТУ
Нэмэгтийнская впадина — дно древнего водного бассейна, существовавшего 65–70 млн лет назад — всемирно известное кладбище динозавров.
ХЭРМЭН-ЦАВ (УЩЕЛЬЕ ОТШЕЛЬНИКОВ)
Хэрмэн цав — одно из крупных и известных местонахождений ископаемых млекопитающих на юге Монголии. Обрывистые склоны Хэрмэн цава со столбами из песчаника, причудливые формы выветривания из затвердевших бурых осадочных пород, природные монументы, напоминающие египетского сфинкса, зубчатые стены, башни, бойницы создают издалека впечатление искусственных монументальных крепостных стен и развалин.
ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ БАЯНЗАГ
в Монголии было найдено около 80 скелетов динозавров более 60 видов, что составляет четвертую часть всех зафиксированных находок динозавров в мире. В этих местах были обнаружены такие уникальные находки, как сцепившиеся динозавры и целые их скелеты. Размеры обнаруженных яиц динозавров колеблются от 10 до 30 см, некоторые имеют овальную форму. Встречаются экземпляры с прекрасно сохранившейся скорлупой.